Журнал индексируется:

Российский индекс научного цитирования

Ulrich’s Periodicals Directory

CrossRef

СiteFactor

Научная электронная библиотека «Киберленинка»

Портал
(электронная версия)
индексируется:

Российский индекс научного цитирования

Информация о журнале:

Знание. Понимание. Умение - статья из Википедии

Система Orphus


Инновационные образовательные технологии в России и за рубежом


Московский гуманитарный университет



Электронный журнал "Новые исследования Тувы"



Научно-исследовательская база данных "Российские модели архаизации и неотрадиционализма"




Знание. Понимание. Умение
Главная / Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение» /  №1 2009 - Философия. Политология

Рашидова Т. Р. Феномен «толпы одиноких» в современной молодежной среде

УДК 1; 316

Rashidova T. R. Phenomenon of “the Lonely Crowd” in Modern Youth Milieu

Аннотация: В статье дается социально-философский анализ феномена «толпы одиноких» в среде молодежи.

Ключевые слова: социальная философия, молодежь, толпа, проблема одиночества, Д. Рисмен.

Abstract: In the article a social and philosophical analysis of the phenomenon of “the lonely crowd” in the youth environment is being conducted.

Keywords: social philosophy, youth, crowd, problem of loneliness, D. Riesman.



Термин «одинокая толпа», выдвинутый в 50-е годы прошлого века американским социологом Д. Рисменом превратился в знамение нашего времени. В современной социальной жизни проблема одиночества и общения, затрагивающая изначальные основы человеческого бытия — одна из самых острых.

«Лицо» одиночества не имеет возраста, поскольку чувство одиночества не является характеристикой возраста как такового. Сегодня одиночество-этот неизменный спутник отчуждения, все чаще принимает под свое крыло подростков и молодежь. Согласно И. Е. Покровскому, в наши дни, прозвучавший и широко разнесшийся тревожным набатом вопрос «Легко ли быть молодым?» подразумевает «Легко ли быть одиноким?»[1]. Ведь юность и раннюю молодость принято считать особенно трудным переходным периодом в жизни человека.

Одиночество принадлежит к категории тех понятий, истинный жизненный смысл, которого, как кажется, лежит на поверхности и весьма отчетливо представляется даже самому обыденному сознанию, однако подобного рода ясность весьма обманчива, поскольку она скрывает сложное, противоречивое философское содержание, словно ускользающее от рационального анализа. Весьма метко эта ситуация отражена у О. Хайяма:

Все, что видим мы, — видимость только одна.
Далеко от поверхности мира до дна.
Полагай несущественным явное в мире,
Ибо тайная сущность вещей — не видна[2].

Очевидно, что совершенно невозможно, чтобы в жизни имело место такое важное явление, как одиночество, и чтобы общество при этом не давало ему различных объяснений. Абсолютно неверно связывать одиночество лишь с нашим веком, его теоретическое осмысление имеет очень древние традиции, в книге Екклесиаста, например, можно найти неопровержимое доказательство того, что проблема одиночества волновала людей еще в то далекое время: «Человек одинокий, и другого нет; ни сына, ни брата нет у него; и всем трудам его нет конца, и глаз его не насыщается богатством». Однако все исследователи проблемы одиночества едины во мнении, что в самом общем приближении оно связано с переживанием человека его отстраненности от сообщества людей, семьи, реальности той исторической эпохи, в которую он живет, гармонии природного мироздания. Но какая же, в действительности, сущность у явления «отстраненность»? Ведется ли здесь речь о физической изолированности или же о нарушении контекста сложных духовных связей, которые объединяют индивида с его социальным окружением. В современных теориях разделяют одиночество как объективную изолированность и собственно одиночество, как субъективное переживание. Причем, следует заметить, что одиночество-это явление, которое имеет две стороны медали: положительную, носящую в себе созидательный характер, и негативную, приводящую к разрушению внутренней гармонии.

Современный молодой человек наиболее остро переживает одиночество в ситуациях интенсивного и порой даже принудительного общения: в городской толпе (ведь, чем больше город, тем больше одиночество), в час пик в метро, в кругу своей собственной семьи, в среде друзей. К сожалению, Дж. Хоманс был прав в своем предостережении, прозвучавшем несколько десятков лет назад: «Цивилизация, которая ради прогресса и роста разрушает малые жизненные группы, сделает людей одинокими и несчастными»[3].

Стоит ли считать безграничное общение, интенсивно поглощающее всю внутреннюю духовную жизнь человека единственной альтернативой одиночеству? Ведь если под общением подразумевается лишь обмен информацией, не сопровождающийся ее интимным для человека смысловым значением, то такое общение ни в какой степени не противостоит одиночеству и даже совсем наоборот — порождает его. Ведь то общение, при котором теряется естественная ограниченность, индивидуальность, глубина, эмоциональная окрашенность, легко превращается в тирана личности.

Не стоит забывать, что мы живем в эпоху высокой технологической культуры, когда существует приоритет технического над человеческим, ускоряется процесс информатизации. Как следствие этого возникают новые формы жизни, изменяется картина мира, человек попадает под влияние новых средств информации и коммуникации. На современного молодого человека ежедневно обрушиваются новые информационные потоки, постоянное и очень часто вынужденное общение, лишенное подчас разумных пределов и духовного содержания. От подобного рода общения предостерегал еще О. Хайям:

Чтоб мудро жизнь прожить знать надобно немало.
Два важных правила запомни для начала,
Ты лучше голодай, чем, что попало есть,
И лучше будь один, чем вместе с кем попало[4].

Легкий способ общения с помощью Интернета, доступность огромного количества информации приводят к тому, что молодой человек постепенно растворяется в современном информационном поле. Кроме того, он лишается значимого для него общения. В итоге в современной молодежной среде пополняется толпа одиноких. Высказывание английского поэта и критика Ч. Лэмба и сегодня звучит очень свежо и актуально: «Разве нет иного одиночества, чем то, которое мы видим в пещерах, в лесах? Разве не может человек и в толпе чувствовать себя ужасно одиноко?»[5]

Известно, что по своей природе человек обладает самой высокой степенью и многообразием эмоциональности. Молодые люди жаждут жить в мире ярких, красочных переживаний, глубоких чувств. В противном случае жизнь превращается в череду однообразно протекающих серых дней, молодой человек погружается в угнетенное эмоциональное состояние. Ведь время существования личности нельзя измерить количеством прожитых лет, оно измеряется внутренней событийностью, интенсивностью, яркостью, необычностью и глубиной переживаний. М. Монтень выразил эту мысль так: «Мера жизни не в ее длительности, а в том, как вы использовали ее: иной прожил долго, да пожил мало» [6].

Практически каждому из нас присуща неискоренимая потребность в неизменности, глубочайшая устремленность к незыблемости, устойчивости, острое переживание своего скачкообразного перемещения во временном потоке, в пульсации форм и состояний. Прежде жизнь нескольких поколений отличалась некоторым постоянством, была ориентирована на общую ценностную шкалу, следование определенным нравственным нормам и традициям. В современной, подверженной стремительному изменению жизни, все переменилось, в том числе и качество социальных связей.

Сегодня для развития в себе способности к духовному наслаждению, требуются ежедневные усилия, постоянное преодоление инерции и время, которого так не хватает в наш динамично развивающийся мобильный век. В век, когда порой один человек рассматривается другим как средство, которое необходимо для того, чтобы вписаться в общественные структуры. В результате в молодежной среде назревает внутренний дискомфорт, чувствуется напряженность, агрессивность, утрачивается способность к сопереживанию. А. Э. Воскобойников очень четко охарактеризовал это: « Когда рвутся связи между людьми и воцаряется некоммуникабельность? Это происходит тогда, когда другой человек вместо цели превращается в средство и из страдающего и переживающего подобно тебе субъекта начинает восприниматься как вещь. А с вещью диалог невозможен»[7].

Живя в технократическом мире, молодежь увлекается погоней за социальными благами, пытается найти свое место в этом стремительно модернизирующемся мире. Сегодня для сохранения своей индивидуальности молодому человеку требуется гораздо больше усилий. Он, к сожалению, очень часто становится заложником моды и шаблона, которые диктуют определенные роли поведения, социальные установки. Это явление провоцируется также телевидением, рекламой. Причем теперь молодые люди одержимы не только идеей материального благополучия, но также идеей информационно-коммуникационной потребности. Ими очень сложно переживается день без новостей, рекламы. Подобное конвейерное производство социальных стереотипов: привычек, обычаев, вкусов, оценок, форм поведения и восприятия приводит к тому, что у молодых людей размываются черты индивидуальных различий. Очень важным является тот факт, что все это происходит под такими лозунгами как: « Подчеркни свою индивидуальность! Покажи всем, на что ты способен!» Явление это вовсе не способствует сплоченности, а, скорее наоборот, ведет к разрыву, разделению на отдельные единицы, ни каким образом не связанные между собой, по сути, безразличные друг другу, рассматривающие друг друга, как враждебные элементы. «…Единство (или общность) создается тем признаком, которым один индивид обладает, а другой — нет. И отсутствие известного признака привязывает одного индивида к другому гораздо крепче, чем одинаковое наличие его у обоих... Два абсолютно одинаковых индивида, каждый из которых обладает тем же самым набором знаний, привычек, склонностей и т. д., были бы друг для друга абсолютно неинтересны, не нужны. Это было бы попросту удвоенное одиночество», — очень метко отметил Э. В. Ильенков[8]. В наши дни это одиночество множится на гораздо более высокий порядок.

Очень не хочется, чтобы сценарием нашей реальности стал роман-антиутопия «Мы» писателя Е. И. Замятина. Реальности, в которой нет места живым людям с их страстями, эмоциями, чувствами, поскольку его заняли множество «нумеров». Где восприятие себя, осознание своей индивидуальности присуще только нарывающему пальцу, засоренному глазу, больному зубу. Здоровый палец, глаз, зуб как будто не существуют, а личное сознание рассматривается только как болезнь.

Между тем, молодежная среда, как форма всеобщего, — это не безликая толпа, она представляет собой взаимодействие исключительно особенных, уникальных индивидов. И еще Гераклит отмечал существующее в мире единство, образованное, однако, сочетанием противоположностей. « Из всего — одно, из одного — все»[9]. Каждый молодой человек как единичное, особенное, уникальное, обладающее самосознанием, стремящееся к возвышению над обыденностью существо представляет собой некую обособленную, отдельную частицу бытия. Это яркое многообразие различий, дарящее ощущение самодостаточности, способствующее интеграции в единое целое, укрепляет молодежное единство более прочно, чем единообразие безликих людских масс. В связи с этим восприятие и поощрение разнообразия индивидуальностей дарит возможность значимого, эмоционально окрашенного контакта между молодыми людьми и является противоядием разрастающегося одиночества.


Рашидова Т. Р. — аспирант кафедры социальной и политической философии Московского гуманитарного университета.

Rashidova T. R. — a postgraduate of the Social and Political Philosophy Department of Moscow University for the Humanities.


[1] Лабиринты одиночества / Под ред. Н. Е. Покровского. М.: Прогресс,1989.

[2] Хайям О. Рубаи. Л.: Советский писатель, 1986.

[3] Лабиринты одиночества / Под ред. Н. Е. Покровского. М.: Прогресс, 1989.

[4] Хайям О. Рубаи. Л.: Советский писатель, 1986.

[5] Энциклопедия мысли. Симферополь, 1996.

[6] Монтень М. Опыты. М., 1991.

[7] Воскобойников А. Э. Бессознательное и сознательное в человеке. Монография. М.: Институт молодежи. 1997.

[8] Ильенков Э. В. Диалектическая логика. М., 1984.

[9] Рассел Б. История западной философии. СПб.: Изд-во «Азбука», 2001.



в начало документа
  Забыли свой пароль?
  Регистрация





  "Знание. Понимание. Умение" № 4 2021
Вышел  в свет
№4 журнала за 2021 г.



Каким станет высшее образование в конце XXI века?
 глобальным и единым для всего мира
 локальным с возрождением традиций национальных образовательных моделей
 каким-то еще
 необходимость в нем отпадет вообще
проголосовать
Московский гуманитарный университет © Редакция Информационного гуманитарного портала «Знание. Понимание. Умение»
Портал зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере
СМИ и охраны культурного наследия. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-25026 от 14 июля 2006 г.

Портал зарегистрирован НТЦ «Информрегистр» в Государственном регистре как база данных за № 0220812773.

При использовании материалов индексируемая гиперссылка на портал обязательна.

Яндекс цитирования  Rambler's Top100


Разработка web-сайта: «Интернет Фабрика»