УДК 338.3.01
Аннотация: Проектный менеджмент является одним из ключевых компонентов экономики знаний. Эффективность использования интеллектуальных и организационных ресурсов в РФ и СНГ, невысокая сама по себе, еще более снижается в результате неэффективного развития системы моделей проектного менеджмента. Между тем, проектный менеджмент является неотъемлемым компонентом высоких гуманитарных технологий. Развитие ресурса национального и регионального проектного менеджмента отвечает стратегическим целям развития национальных экономик РФ и СНГ. Ценности и специфические черты евразийской модели проектного менеджмента обусловлены потребностями самоутверждения и выживания евразийских цивилизаций. Гуманитарные компоненты Евразийского стандарта управления проектами являются важнейшим условием его развития и применения.
Ключевые слова: гуманитарные технологии; ЕСУП (Евразийский Стандарт Управления Проектами); ЕЦУП (Евразийский Центр Управления Проектами); НТК (Национальные требования к компетенции); Проектный менеджмент; Свод знаний по управлению проектами.
Keywords: humanitarian technologies; ICB (International Competence Baseline); IPMA (International Project Management Association); PMBOK (Project Management Body of Knowledge); PMI (Project Management Institute); Project Management.
Введение
Проектный менеджмент является одним из ключевых компонентов экономики знаний. Эффективность использования интеллектуальных и организационных ресурсов в РФ и СНГ, невысокая сама по себе, еще более снижается в результате неэффективного развития системы моделей проектного менеджмента. Между тем, проектный менеджмент является неотъемлемым компонентом высоких гуманитарных технологий.
1. Проектный менеджмент в экономике знаний
Переход к экономике знаний требует тщательной настройки основных компонентов такой экономики. В их составе видную роль играет общее управление как знаниями, так механизмами их экономического использования, а также проектный менеджмент, как часть общего менеджмента. В РФ и СНГ в настоящее время нормативные основы проектного менеджмента развиваются под влиянием как собственной практики, так и методик международных институтов, например IPMA и PMI (Рисунок 1).
Рисунок 1. Нормативные основы проектного менеджмента в РФ и СНГ
Усиление роли международных организаций в развитии российского проектного менеджмента произошло в годы известных реформ, главным результатом которых стала системная дезорганизация во многих сферах, включая гуманитарную и экономическую.
Каждый из признаков «системной дезорганизацией» российского государства и общества имеет свои проявления по части проектного менеджмента (Таб.1).
Таблица 1. Проявления системной дезорганизации в проектном менеджменте
Признаки системной дезорганизации [1][ПСвПН]
|
Проявления в проектном менеджменте
|
Государство не является четко выраженным субъектом управления и развития, не сформировало стратегию развития (понимаемую и принимаемую большей частью населения), не обеспечило нормальных условий жизни своим гражданам и соблюдения основных конституционных прав.
|
Государство не занимается развитием и внедрением национальных моделей и стандартов управления проектами
|
Существенную роль в управлении всеми сферами общественной жизни играют коррумпированные чиновники, криминал и другие асоциальные элементы.
|
Участники коррупционного и криминального бизнеса действуют по своим неписанным «понятиям» антиобщественного характера
|
«Средний класс» атрофирован, дезорганизован, не включен в реальные механизмы управления и развития.
|
Уровень проектной культуры низок, идет активное формирование этой культуры на импортных стандартах
|
Политические партии и движения в основной своей массе имеют бутафорский характер.
|
Политические партии и движения бутафорского характера изначально создаются для обеспечения политических проектов игроков, предпочитающих действовать чужими руками.
|
Общественные (не политические) образования слабо организованы и практически не влияют на социальные процессы.
|
Общественные образования, продвигающие проектный менеджмент, лоббируют импортные модели и стандарты.
|
Граждане в подавляющем большинстве социально пассивны, имеют трудноразрешимые проблемы с самоидентификацией (государственной, этнической, семейной и др.)
|
Уровень проектной культуры низок, идет активное формирование псевдокультуры управления проектами, лишенной системного целеполагающего стержня.
|
В результате одностороннего, прозападного развития страны, в РФ и СНГ сложилась несбалансированная система моделей проектного менеджмента и бизнеса. Коллекция национальных моделей в РФ и СНГ не стандартизована, координация развития моделей отсутствует, обмен опытом идет главным образом через структуры IPMA и PMI (Рис.2).
Рисунок 2. Система моделей проектного менеджмента РФ и СНГ
Это фактически мнимая дуополия импортных брэндов на нашем рынке. Мнимая потому, что здравый смысл и запас прочности в российской управленческой культуре позволяют пока противостоять внешнему давлению. Противостояние в данном случае носит не отрицающий характер, это скорее рациональное понимание условий, необходимости и границ применения различных по содержанию и происхождению моделей проектного менеджмента.
Ни PMI ни IPMA не смогли стать национальным стандартом России в области управления проектами. Ни одному из мировых стандартов не удалось (и видимо в обозримом будущем не удастся) полностью вытеснить отраслевые и корпоративные форматы и практики управления проектами, оставшиеся в наследство от прошлых времен или выросшие в новом веке. И это не случайно.
Рисунок 3. Геополитическое позиционирование стандартов проектного менеджмента
Ограничивают распространение IPMA и PMI не только инерционность систем управления, но и понимание командами проектов системных ограничений на применение международных стандартов управления проектами в национальной экономике.
Источниками этих системных ограничений являются глубокие цивилизационные различия в таких областях как: Геополитическое положение; История; Менталитет; Этика; Религия и др.
Различия в геополитическом позиционировании (Рис.3) стандартов управления проектами имеет серьезные геоэкономические последствия.
Стандарт PMI разработан национальным институтом США и представляет собой воплощение Моря, талассократии, атлантической цивилизации. Объединяя в себе лучшее из того что есть в мире, и находя широкое применение в мире, стандарт PMI остается американским национальным стандартом. Работа по стандарту PMI означает высочайшую экономическую эффективность и форматирование команды проекта по-американски.
Однако, экономическая эффективность не исчерпывает набор целей и ценностей национальных государств. Разнообразию гуманитарных целей и ценностей больше отвечает европейский подход. Европа традиционно сопротивляется американизации своей культуры, в том числе и управленческой.
Стандарт IPMA является продуктом береговой зоны, или Rimland. В условиях глобального доминирования атлантической цивилизации, Rimland в значительной мере контролируется Морем, но при этом традиционно использует выгоды своего переходного положения в своих интересах. В связи с этим, IPMA организована как ассоциация ассоциаций и допускает некоторую долю национальной специфики в НТК, разрабатываемых на основе единого документа ICB.
С точки зрения чистого бизнеса, более эффективен понятный всему профессиональному миру глобальный подход PMI. С точки зрения бизнеса в реальных условиях хоть и объединенной, но по-прежнему многонациональной Европы, более приемлемым оказывается частично мультистандартный подход IPMA. В РФ и СНГ тоже сложился фактически мультистандартный подход к развитию проектного менеджмента.
Взаимодействие моделей и стандартов управления проектами не носит антагонистического характера, для каждого подхода имеется своя оптимальная область применения, вне которой он заметно теряет эффективность.
Проекты инициированные, финансируемые и управляемые из центров атлантической цивилизации (Море), или находящиеся в значительной степени под их контролем (в различных формах) целесообразно выполнять в стандарте PMI.
Проекты инициированные, финансируемые и управляемые из европейских центров цивилизации Rimland (Прибрежная зона), или находящиеся в значительной степени под их контролем (в различных формах) целесообразно выполнять в стандарте IPMA.
Проекты инициированные, финансируемые и управляемые из центров теллурократической цивилизации (Суша), или находящиеся в значительной степени под их контролем (в различных формах) сегодня выполняются в PMI, IPMA, традиционных форматах из прошлых времен или в некой эклектике из трех вышеназванных методологий.
2. Эффективность использования интеллектуальных и организационных ресурсов
Эффективность использования национальных интеллектуальных и организационных ресурсов РФ, невысокая сама по себе, еще более снижается организационно-управленческим кризисом в области проектного менеджмента.
Геополитический анализ позволяет выявить не только классических стейкхолдеров проекта, но и ключевых стейкхолдеров проектов высших уровней. Вертикальные связи, даже символические, могут иметь решающее значение для судьбы некоторых проектов.
Такой инструмент проектного менеджмента как EPS (Enterprise Project Structure), или структурированный перечень проектов (СПП), показывает состав и взаимосвязи проектов, выполняемых в компании. Аналогичным образом СПП можно построить и вверх: для отрасли, национальной экономики, страны в целом. Если структурировать международные проекты государств, их коалиций и международных организаций, то получим СПП глобального уровня, куда можно включить также проекты транснациональных компаний и международные проекты крупных национальных компаний. В обобщенном виде такой интегральный СПП может быть представлен в виде, показанном на Рис.4.
Рисунок 4. Интегральный структурированный перечень проектов от глобального до микроэкономического уровня
Земной шар стал маленьким и глобализованным, поэтому руководителям компаний и проектов российского бизнеса важно понимать свое позиционирование в мировом масштабе. Позиционирование определяется главным образом системой координат. В связи с тем, что тематика управления проектами актуальна от глобального уровня до микроэкономики, в качестве исходной системы координат может быть выбрана геополитика. Ключевое значение для дальнейшего анализа имеют следующие две цитаты:
- Геополитика — это географический разум государства (Карл Хаусхофер).
- Каждый имеет столько прав в мире, сколькими он может завладеть (Спиноза).
Суммируя СПП и вышеприведенные цитаты можно сформулировать два посыла:
- каждый проект вышестоящего уровня в определенной мере организует вложенные проекты сообразно своему геополитическому разумению и наличным силам;
- каждый проект нижестоящего уровня, даже если он не инициирован и не поддерживается напрямую проектами верхнего уровня, в той или иной связан отношениями субординации с проектами высших уровней.
Принципиальной новизны в этом нет, оба посыла являются логичным следствием применения системного подхода. Однако, принципиально важным является то, что такой анализ позволяет выявить не только классических стейкхолдеров проекта, но и ключевых стейкхолдеров проектов высших уровней. Такие вертикальные связи, даже символические, могут иметь решающее значение для судьбы некоторых проектов (Рис.5).
Рисунок 5. Иерархия участников проектов (стейкхолдеров)
Геополитика — это мировоззрение власти, наука о власти и для власти. Использование методологии геополитики позволяет оценить место каждого проекта в плане глобального взаимодействия цивилизаций, ответить на принципиальные вопросы: интересам каких игроков служит конкретный проект.
Разумеется, могут иметь место как проекты явно ангажированные, так и относительно нейтральные по своему отношению к игрокам высших уровней. В этом аспекте существенно важно не только целеполагание проекта, но и инструментарий в нем используемый.
Выше были показаны геополитические рыночные сегменты для рассматриваемых в данной статье стандартов. Необходимо отметить, что на их базе или под их влиянием разработано множество менее известных моделей управления для национальных экономик, отраслей и проектов определенных типов. Это не противоречит общей логике развития системы проектного менеджмента в его гуманитарных измерениях. Более того, развитие семейства моделей управления соответствует кибернетическому принципу необходимого разнообразия, согласно которому сложность системы управления должна соответствовать сложности объекта управления.
Для решения задачи построения унифицированного монополярного мира в стиле Pax Americana нет ничего лучше разработок PMI и производных от них всемирных моделей. Но тут возникают сомнения и возражения: а все ли готовы принять такой сценарий развития?
«Не подлежит сомнению, что Project Management Institute … много сделал для распространения знаний о проектном менеджменте. До 1999 [года], когда ANSI и ISO дали свое благословение PMI, в PMI не жалели усилий для того, чтобы добиться признания. Как только благословение было дано, PMI перешел от наступательной стратегии к оборонительной. Внезапно любая концепция проектного менеджмента стала оцениваться как «совместимая с PMBOK» или не достоверная. Технологии, результатом которых стали первый искусственный Спутник и первый человек в космосе Юрий Гагарин, были помещены во вторую категорию»[2].
3. Проектный менеджмент как компонент высоких гуманитарных технологий
«Сегодня Россия встает на путь выхода из глубокого кризиса, проникшего в политическую, экономическую, социальную и духовную жизнь страны. В центре внимания всех ветвей власти и общества оказываются «Проекты» и традиционный вопрос «Что делать?» Вместе с тем в тени остается более важный вопрос «Кто будет делать?». Актуальность этого вопроса связана с тем, что в большинстве случаев предлагаемые проекты носят ярко выраженный характер бизнес-проектов. В них слабо представлена социальная ориентация в интересах граждан России, кому по закону принадлежат основные ресурсы, используемые в этих проектах. Более того, увлеченность прибылью при постановке инфраструктурных проектов может стать источником серьезных угроз национальной безопасности.
Без консолидации всех ветвей власти и интеллектуально-духовной элиты общества проектная деятельность по развитию России обречена на провал. Нужны новые высокие гуманитарные технологии и проекты формирования и соорганизации стратегических субъектов российского развития. Эти сложные проблемы бросают вызов интеллектуальным силам России»[3].
Обратим внимание на то, что вопрос «Кто будет делать?» включает в себя такой подвопрос как «Чем будет делать? Какие модели и инструменты будет использовать?»
Соглашаясь с развернутым определением постнеклассического типа научной рациональности, мы понимаем, что экономическая, управленческая и бизнес рациональности должны в своих определениях развивать, конкретизировать и дополнять, применительно к своей предметной области, исходные посылы рациональности научной.
Проектная деятельность — это одна из форм активного познания и освоения среды, отличающаяся высоким уровнем рефлексии. Именно рефлексия вместе с рациональностью и ее антиподом наполняют механизмы проектного менеджмента глубоким гуманитарным содержанием.
В этой связи уместно напомнить о том, что проявление этих гуманитарных компонентов носит ярко выраженный цивилизационный характер.
Так, Хантингтон утверждает, что наряду с западной (=атлантистской) цивилизацией, включающей в себя Северную Америку и Западную Европу, можно предвидеть геополитическую фиксацию еще семи потенциальных цивилизаций» [4] (Рис.6).
Проекты цивилизаций
1) славяно-православная,
2) конфуцианская (китайская),
3) японская,
4) исламская,
5) индуистская,
6) латиноамериканская
и возможно, 7) африканская.
Рисунок 6. Проекты цивилизаций
Конечно, эти потенциальные цивилизации отнюдь не равнозначны. Но все они едины в том, что вектор их развития и становления будет ориентирован в направлении, отличном от траектории атлантизма и цивилизации Запада.
Развитие по этому сценарию делает актуальным для любой цивилизации с глубокими отличиями от атлантисткой цивилизации разработку собственных стандартов управления проектами как средства самоидентификации и инструмента реализации своих интересов.
А ведь кроме проблем развития цивилизаций, есть глубокие взаимосвязи парадигмы модели управления проектами с общественным развитием.
Парадигма проекта сама является объектом управления и со временем приобретает все новое содержание. В контексте статьи актуальны три типа парадигм проектного менеджмента и соответствующих им моделей управления:
- «Техническая» парадигма (ТП, изучение и копирование технологий, работа по алгоритму)
- «Менеджерская» парадигма (МП, уверенное применение, воспроизведение успешного опыта, работа по компетенциям)
- «Фенотипическая» парадигма (ФП, развитие технологий, выход за рамки опыта, работа по интуиции)
Как базовые парадигмы управления государственными и научными проектами применительно к общественным системам выступают три модели общества: Премодерн; Модерн; Постмодерн (Таблица).
Смена этих парадигм происходит не мгновенно, а занимает довольно растянутый исторический период. Эволюция этих парадигм и присущих им проектов выглядит следующим образом.[5]
Премодерн создает следующие основные идентичности и проекты: империя; этнос; религия; иерархия (каста, сословие).
Модерн предлагает свою систему идентичностей и проектов: государство; нацию; светскость; равенство индивидуумов, граждан (права человека).
Модерн сознательно нацелен на то, чтобы сокрушить и ниспровергнуть идентичности премодерна. Его программа состоит в последовательном опрокидывании пропорций «традиционного общества». Когда объект критики исчезает, трансформируется сама критическая тенденция. Это и есть ситуация постмодерна, которая неожиданно дает нам веер новых идентичностей.
Постмодерн выдвигает следующие идентичности и проекты: глобализации; планетарного космополитизма; полного индифферентизма или индивидуального мифотворчества в контексте неоспиритуализма; произвольность утверждения абсолютным индивидуумом своего отношения к «другим».
При сдвиге парадигм — от модерна к постмодерну — открываются затопленные континенты «традиционного общества», казалось бы, давно преодоленные и рассеянные установки. Премодерн — особенно в Третьем мире, но и не только — пользуется критической фазой перехода для того, чтобы снова напомнить о себе. Так складывается в нашем мире сложная мозаичная система идентичностей. Сегодня мы легко можем обнаружить — причем на одной и той же плоскости — следы всех перечисленных нами парадигмальных эпох. Часть человечества живет в постмодерне, часть — в модерне, часть — в премодерне, причем эти эпохи в пространстве локализуются недостаточно четко: элементы модерна и премодерна встречаются и на постмодернистическом Западе, а сам постмодернизм проникает в толщи архаических социальных зон Востока и Третьего мира. В этом заключается уникальность нашей эпохи: переход от модерна к постмодерну позволяет проявляться любым, логически не связанным и концептуально конфликтующим друг с другом идентичностям (Таб.2).
Таблица 2. Общественные парадигмы и модели управления государственными и научными проектами
Общественная парадигма
|
Основные идентичности и проекты
|
Модели управления
|
Премодерн
|
· империя;
· этнос;
· религия;
· иерархия (каста, сословие).
|
ТП, МП, ФП
|
Модерн
|
· государство (etat-nation);
· нация;
· светскость;
· равенство индивидуумов, граждан (права человека).
|
МП, ФП, ТП
|
Постмодерн
|
· глобализация;
· планетарный космополитизм;
· полный индифферентизм или индивидуальное мифотворчество в контексте неоспиритуализма;
· произвольность утверждения абсолютным индивидуумом своего отношения к «другим».
|
ФП, МП, ТП
|
4. Развитие ресурса национального и регионального проектного менеджмента
В экспертных кругах известны проблемы использования ресурсной базы развития национальной экономики. Из обширного перечня этих проблем рассмотрим только ресурс управленческий и основы могущества.
Каждый индивид, компания, этнос, государство желают быть властителями своей судьбы. Йордис фон Лохаузен (Австрия) предложил такую формулу власти:
"Могущество = Сила х Местоположение"
"Так как Могущество есть Сила, помноженная на местоположение, только благоприятное географическое положение дает возможность для полного развития внутренних сил"[6].
Если помнить о том, что силой, даже правильно расположенной, надо еще и управлять, то надо добавить в формулу Лохаузена еще один сомножитель:
«Могущество = Сила х Местоположение х Управление»
Таким образом, выявляется связь геополитического могущества с управлением вообще и с управлением проектами в частности.
5. Ценности и специфические черты евразийской модели проектного менеджмента
Проектный менеджмент, как инструмент решения макро- и микроэкономических задач, должен приносить конкретную пользу в результате его применения. Далее кратко показано, в чем мы видим ценности проектного менеджмента (Таб.3).
Таблица 3. Ценности проектного менеджмента
Инструмент стратегии
|
Проектируем стратегию
Проекты — важнейший инструмент реализации стратегии компании. Возможности проектного менеджмента не ограничиваются созданием новых объектов, продуктов, услуг. Проекты позволяют создать также новые структуры и системы управления, прокладывая путь к достижению стратегических целей.
|
Инструмент конкуренции
|
Проектируем успех
Чем острее конкурентная борьба, тем более мощных инструментов она требует. Проектный менеджмент — правильный выбор для энергичных действий.
|
Рациональное целеполагание
|
Выбираем эффективные цели
Целеполагание отвечает на вопрос: для чего делаем проект? Насколько рационально и гармонизировано древо всех наших целей и проекта в частности?
Проектный подход концентрирует усилия на SMART целях (Specific — конкретные, Measurable — измеримые, Achievable — достижимые, Realistic — реалистичные, Time-bound — с обозначенным сроком) и выделении соответствующих ресурсов для их достижения.
Выбор модели целеполагания определяется философией и стратегией бизнеса, уровнем видения проблем. Основные варианты целеполагания:
· Функциональное (всяк сверчок знай свой шесток, моя хата с краю).
· Проектное (сделать проект, а потом хоть потоп).
· Корпоративное (проекты служат достижению целей нашей компании, кто не с нами тот против нас).
· Над-корпоративное (проекты, выгодные для компании, одновременно отвечают интересам отрасли, национальной экономики, страны, цивилизации).
|
Системный подход
|
Действуем системно
Системный подход — используемая в самых разных областях человеческой деятельности, включая экономико-управленческую, целостная методология, заключающаяся в рассмотрении объектов как взаимосвязанной совокупности частей, вносящих свой вклад и влияющих на итоговый результат функционирования и использования объекта. Системный подход базируется на использовании системного анализа, воплощает диалектический способ изучения, основан на возможно более полном, всестороннем познании и учете связей, влияний, взаимодействий, изменений (Современный экономический словарь).
В проектном менеджменте выделяются этапы (фазы, стадии) жизненного цикла проекта, функциональные области управления, состав действующих лиц, горизонты планирования, набор инструментов и т.д. Для каждого из компонентов системно определены функции, взаимосвязи, процессы, документы и другие необходимые атрибуты.
|
Проектные компетенции
|
Определяем компетенции
Есть четко определенные перечни компетенций проектных менеджеров. Они позволяют набрать квалифицированных специалистов и поставить задачи по развитию команды проекта.
|
Проектная структуризация
|
Структурируем внешнюю и внутреннюю среду
Есть много вариантов структуризации внешней и внутренней среды, разработанных для решения различных задач. Проектная структуризация направлена на выявление основных факторов, условий и ограничений, определение действующих лиц и структур, их функций и ответственности существенных для проекта.
|
Проектная оптимизация бизнес-процессов
|
Оптимизируем бизнес-процессы управления
Управление проектом имеет свои особенности по сравнению с управлением устоявшимся производством. Главная особенность — это уникальность проекта по определению. В связи с этим, время и ресурсы сильно ограничивают возможности участников проекта по отладке бизнес-процессов управления. Это требует более точной изначальной настройки системы бизнес-процессов.
|
Проектное управление функциональными областями
|
Управляем важнейшими функциональными областями
Целевое управление функциональными областями осуществляется в общей системе управления проектом с помощью специально организованных бизнес-процессов и инструментов. Благодаря этому осуществляется настойка функциональных областей на проект и оптимизация всей системы управления проектом.
|
Гармонизация бизнеса
|
Гармонизируем проектный бизнес
Проектный менеджмент эффективен для решения стратегических задач любого бизнеса. На уровне оперативного управления он необходим для управления бизнесом проектного характера.
|
Более подробно эта система ценностей проектного менеджмента раскрывается на семинарах Евразийского центра управления проектами.
Главным инструментом достижения этих ценностей является Евразийский Стандарт Управления Проектами (ЕСУП).
Рисунок 7. Позиционирование ЕСУП в системе моделей проектного менеджмента
ЕСУП — это региональная локализация и кастомизация мирового опыта управления проектами в сочетании с наиболее существенными региональными наработками и особенностями проектного менеджмента (Рис.7).
Сегодня разработан Корпоративный ЕСУП как площадка для координация развития моделей и обмена опытом. Создаваемый на его основе ЕСУП ассоциации — это основа для стандартизации проектного менеджмента в Евразии.
Главная задача стандартизации проектного менеджмента — сохранение, упрочение и развитие конкурентных преимуществ хозяйствующих субъектов Евразии. Сегодня это реализуется на основе трех компонентов (Рис. 8), но мы готовим почву для включения в этот процесс других национальных моделей проектного менеджмента, например японской и китайской.
Рисунок 8 . Базовые компоненты Евразийского стандарта управления проектами
Наполнение этих базовых компонентов мы видим следующим образом:
Наиболее подходящее из стандарта IPMA: Системный подход, фокусировка на компетенциях, система сертификации. Аассоциация ассоциаций (на продвинутом этапе)
Наиболее подходящее из стандарта PMI: Системный подход, фокусировка на бизнес-процессах, тестирование. Единый центр (на начальном этапе)
Наиболее подходящее из наработок СНГ: Юридические нормы, стандарты технического регулирования, математические модели, опыт
Развитие ЕСУП осуществляется сегодня в духе следующих образно выраженных требований:
- Открытый как Степь, комфортный как Лес
- Прочный как Петропавловская крепость
- Простой, надежный и эффективный как автомат Калашникова
- С модернизационным ресурсом как у ракет Королева
ЕСУП — это наш региональный стандарт, и сами требования к нему подлежат осмыслению и развитию вместе с развитием евразийского самосознания.
6. Гуманитарные задачи развития Евразийского стандарта управления проектами
Необходимо отметить, что главная инновация ЕСУП заключается не просто в адаптации инструментария управления проектами. На уровне инструментария мы видим как раз наибольший момент сближения разных моделей. А вот на уровне чисто гуманитарных компонентов возникают серьезные различия.
Россия, со стратегической точки зрения, представляет собой гигантскую континентальную массу, которая отождествляется с самой Евразией. Россия после освоения Сибири и ее интеграции однозначно совпала с геополитическим понятием Heartland, т.е. "Центральной Земли" континента.
Макиндер определял русское Большое Пространство как "Географическую Ось Истории"[7].
Основные тезисы неоевразийства
1) Евразия представляет собой полноценное "месторазвитие", плодородную богатейшую почву этногенеза и культурогенеза. Северная и восточная Евразия представляют собой особый интерес, так как являются альтернативным Западу источником важнейших планетарных цивилизационных процессов.
2) Геополитический синтез Леса и Степи, лежащий в основе великоросской государственности, является ключевой реальностью для культурно-стратегического контроля над Азией и Восточной Европой.
Такой контроль способствовал бы гармоничному балансу Востока и Запада, тогда как культурная ограниченность западной цивилизаций (Лес) при ее стремлении к доминации, сопровождающейся полнейшим непониманием культуры Востока (Степи), ведет лишь к конфликтам и потрясениям.
3) Западная цивилизация находится в последней нисходящей стадии этногенеза, являясь конгломератом "химерических" этносов. Центр тяжести обязательно переместится к более молодым народам[8].
Идеологически, и стратегически, и политически, и позиционно, неоевразийский проект представляет собой наиболее полную, непротиворечивую, законченную и исторически обоснованную противоположность всем разновидностями западных геополитических проектов (как атлантистских, так и мондиалистских)[9].
В связи с вышеизложенным, мы видим следующие основные гуманитарные направления развития ЕСУП.
История: опыт реализации национальных и региональных проектов в условиях Евразии
Геополитика: Целеполагание проектов в условиях Евразии с точки зрения защиты интересов национальных и региональных субъектов хозяйственной деятельности
Менталитет: Осуществление проектов в условиях Евразии в формате комфортном для национальных и региональных субъектов хозяйственной деятельности
Этика: Осуществление проектов в условиях Евразии в согласии с этикой национальных и региональных субъектов хозяйственной деятельности
Обычаи хозяйственного оборота: Осуществление проектов в условиях Евразии с учетом писаных и неписаных обычаев хозяйственного оборота национальных и региональных субъектов хозяйственной деятельности
Последовательная реализация избранных принципов имеет целью повышение эффективности выполнения проектов в РФ и СНГ и увеличение конкурентоспособности компаний, отраслей и национальной экономики с опорой на использование собственных ресурсов и национальных наработок в области управления.
Евразийский центр управления проектами успешно выполняет свою программу инновационного развития национальных и региональных моделей проектного менеджмента. В развитие нашего системообразующего документа «Евразийский стандарт управления проектами» (ЕСУП) разработано его отраслевое расширение для строительных и инновационных проектов. В октябре 2008 завершается разработка аналогичных отраслевых расширений для проектов ИТ и социальных. Также в октябре ожидается завершение разработки расширения ЕСУП для управления портфелями проектов. Основные результаты этой работы размещены на нашем сайте (www.epmc.ru) и запланированы для доклада на российских и международных форумах.
Заключение
Развитие ресурса национального и регионального проектного менеджмента отвечает стратегическим целям развития национальных экономик РФ и СНГ. Ценности и специфические черты евразийской модели проектного менеджмента обусловлены потребностями самоутверждения и выживания евразийских цивилизаций. Гуманитарные компоненты Евразийского стандарта управления проектами являются важнейшим условием его развития и применения.
Палагин В. С. — к.в.н, доцент, CPM, PMP, генеральный директор Евразийского центра управления проектами, член IPMA, PMI, PMI DPC SIG, член правления Российской Ассоциацияи управления проектами СОВНЕТ, посол Всемирного конгресса IPMA 2009 в Россиию
Тлф. раб. 8 (985) 998 40 27
Факс. 8 (495) 747 39 23
E-mail: ceo(at)epmc.ru, wpalagin(at)mail.ru
[1] Проблемы субъектов в постнеклассической науке / Препринт под ред. В. И. Аршинова и В. Е. Лепского. М.: Когито_Центр. 2007.
[2] PM WORLD TODAY — VIEWPOINTS — AUGUST 2008, Condolences to the PMBOK® 4th Edition Committees, By Edward Fern
[3] Проблемы субъектов в постнеклассической науке / Препринт под ред. В. И. Аршинова и В. Е. Лепского. М.: Когито_Центр. 2007.
[4] Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. М.:АСТ, 2003.
[5] Дугин А. Геополитика постмодерна. СПб.: Амфора, 2007.
[6] Дугин А. Основы геополитики. М.: Арктогея, 1977.