Журнал индексируется:

Российский индекс научного цитирования

Ulrich’s Periodicals Directory

CrossRef

СiteFactor

Научная электронная библиотека «Киберленинка»

Портал
(электронная версия)
индексируется:

Российский индекс научного цитирования

Информация о журнале:

Знание. Понимание. Умение - статья из Википедии

Система Orphus


Инновационные образовательные технологии в России и за рубежом


Московский гуманитарный университет



Электронный журнал "Новые исследования Тувы"



Научно-исследовательская база данных "Российские модели архаизации и неотрадиционализма"




Знание. Понимание. Умение
Главная / Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение» / 2008 / №6 – История

Демидова Е. И., Криворученко В. К. Патриотизм в своей идее неизменен

УДК 93

Аннотация: В статье рассматривается феномен патриотизма, поднимаются вопросы, связанные с необходимостью патриотического воспитания новых поколений России.

Ключевые слова: патриотизм, патриотическое воспитание, глобализация.


Теоретически понятие патриотизма разработано многопланово, и мы, уважая мнения и концепции, не хотели бы вторгаться в эту сферу. Наша цель — проследить проявления патриотизма через конкретные действия и неизменность самой идеи. Патриотизм то, что связано со страной, народом, нацией, отечеством, большой и малой родиной; это нравственный и политический принцип, социальное чувство, выраженное в любви к родине. Патриот живет и действует для себя, но соотносит свои действия с интересами родины.

Особо отметим высказывания Предстоятеля Русской Православной Церкви Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II: «Патриотизм, несомненно, актуален. Это чувство, которое делает народ и каждого человека ответственным за жизнь страны. Без патриотизма нет такой ответственности. Если я не думаю о своем народе, то у меня нет дома, нет корней. Потому что дом — это не только комфорт, это еще и ответственность за порядок в нем, это ответственность за детей, которые живут в этом доме. Человек без патриотизма, по сути, не имеет своей страны. А “человек мира” это то же самое, что бездомный человек <…> Мне кажется, что чувство любви к собственному народу столь же естественно для человека, как и чувство любви к Богу. Его можно исказить. И человечество на протяжении своей истории не раз искажало чувство, вложенное Богом. Но оно есть. И здесь еще одно очень важно. Чувство патриотизма ни в коем случае нельзя смешивать с чувством враждебности к другим народам. Патриотизм в этом смысле созвучен православию. Одна из самых главных заповедей христианства: не делай другому то, что ты не хочешь, чтобы делали тебе. Или как это звучит в православном вероучении словами Серафима Саровского: спасись сам, стяжи мирен дух, и тысячи вокруг тебя спасутся. То же самое патриотизм. Не разрушай у других, а созидай у себя. Тогда и другие будут относиться к тебе с уважением. Я думаю, что сегодня у нас это основная задача патриотов: созидание собственной страны»[1]. «Для всякого православного христианина очевидно, что только высокодуховный человек может иметь подлинную любовь к людям и своему отечеству, способен быть настоящим патриотом»[2].

Патриотическое воспитание — прежде всего это история, литература, а как раз на эти предметы урезается учебное время, история всячески вытесняется из вузовских программ, многие учебники не дают знаний подлинной истории. Прав М. Бударагин, когда пишет: «Мы должны не просто знать даты, как это часто делается, но и понимать, к чему хорошему или плохому привели те или иные события. Мы на самом деле должны учить детей не только гордиться страной, но и стыдиться, горевать, чувствовать сопричастность ко всему, что происходит». Правомерно и другое его высказывание: «На самом деле смысл патриотического воспитания заключается в том, что необходимо любить любую родину, как мать — какая она есть, такая и есть. Сегодня необходимо учить именно потому, что мир разомкнут, именно потому, что идет глобализация, развивается Интернет, и сейчас очень важно, чтобы нас не растворило в этом глобальном мире» [3].

Естественной потребностью гражданина и проявлением его патриотизма является чувство гордости, глубокое уважение и почитание символов Российской Федерации — Герба, Флага, Гимна, другой российской символики и исторических святынь Отечества.

Широко известно, как эти государственные символы почитаются в США: В фильмах проявляется уважение к флагу, гербу, гимну, президенту как символу нации, сами американцы говорят об этом довольно серьезно, с гордостью, они считают, что это мой флаг, это мой герб, и это мой президент, хотя про него можно и анекдоты рассказывать, а поэтому флаг возле дома, школы, детского учреждения. Кинорежиссер и преподаватель А. Митта при этом заметил: «Я бы сказал, что любовь к символам — и к флагу, гербу и так далее появляется тогда, когда есть некоторое чувство благодарности Родине, обществу, государству, которое так все делает — это совершенно естественно. И для американцев этот флаг понятно, почему означает»[4]. Отвергать это не следует, но и однозначно присоединиться к такому мнению нельзя. Символы родины всегда твои, а не чужие. Во время туристической поездки в США в далеком 1966 г. один наш молодой инженер выразил эту мысль по-другому — если бы у меня было две родины, я бы жил в Америке. Но и он понимал, что родина одна.

Может уместно сослаться на В. В. Ро́занова (1856–1919) — русского религиозного философа, литературного критика и публициста, одного из противоречивых русских философов XX века[5], который считал, что любить сильное государство, сильную родину, могучую и процветающую, а вот вы попробуйте полюбить слабую родину, униженную, больную, оскорбленную[6]. Правильная мысль, но что касается России, то даже к тяжелым ельцинским временам в таком забвении она не была.

Существует и такое понимание: «Пусть родина меня полюбит, а потом уже я буду любить ее». Оценить этот афоризм предоставим президентам США. Теодор Рузвельт: «Важно, чтобы ты был готов умереть за свою страну; но еще важнее, чтобы ты был готов прожить жизнь ради нее»[7]. Джон Кеннеди: «Не спрашивай, что твоя родина может сделать для тебя, — спроси, что ты можешь сделать для своей родины»[8].

Выработка патриотизма как естественного свойства человека происходит в семье, ближнем окружении, учебном заведении, этнокультурной среде, производственном коллективе, регионе проживания с его экономическими, социальными, культурными и другими особенностями. В формировании у граждан потребности служения Родине и ее защите, нравственности большую роль играют традиционные для России религиозные конфессии. Патриотизм в формировании расовой, национальной, религиозной терпимости, развитии дружеских отношений между народами. Патриотизм в преграждении фальсификации истории Отечества. Неотъемлемой частью патриотического воспитания является формирование у граждан готовности к защите Отечества, выполнению конституционной обязанности.

Патриотизм выражается в мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения человека и проявляется в его поступках и деятельности. Вместе с тем, патриотизм проявляется и в коллективных чувствах, оценках, в отношении к своему народу, его образу жизни, истории, культуре, государству, системе основополагающих ценностей. Патриотизм — это сознательно и добровольно принимаемая позиция граждан на основе индивидуальной свободы. Своим воздействием патриотизм охватывает все поколения, каждого человека. Патриотическое воспитание должно способствовать национальному возрождению России как великой державы. Своим воздействием патриотизм охватывает все поколения. Таким образом, патриотизм выступает элементом гражданского общества, а его недооценка приводит к ослаблению социально-экономических, духовных и культурных основ общества. Патриотизм по своей сути и смыслу — нравственная основа жизнеспособности общества

Помимо общероссийского патриотизма человек воспроизводит и местный, региональный патриотизм, выражающийся в привязанности, любви к родному краю, городу, деревне, улице, предприятию, спортивной команде и так далее.

В России патриотизм спокон веков рассматривался как символ мужества, доблести и героизма, силы русского народа, как необходимое условие единства величия и могущества Российского государства. Многовековая история свидетельствует, что без патриотизма нельзя создать сильную державу, привить людям понимание их гражданского долга и уважения к закону.

С переходом от советской общественно-политической системы к нынешней дошло до того, что слова «патриот», «патриотизм» стали нарицательными и ругательными. Даже здравомыслящие, интеллигентные люди стесняются говорить о патриотизме, потому что это понятие узурпировано реакционными силами. В областной целевой программе «Патриотическое воспитание граждан Самарской области» на 2002–2005 годы» говорится: «В последние годы внимание к деятельности, связанной с созданием условий для патриотического воспитания, ослабло. Такие понятия, как долг, честь, патриотизм, ушли в прошлое. В результате у молодежи в огромном дефиците оказались те качества личности, которые воздействуют на сохранение связей во всех типах общностей, начиная с семьи и заканчивая государством, нацией, обществом. Среди этих качеств гражданственность, долг, патриотизм»[9]. И в средствах массовой информации и в жизни перестали гордиться академиками, их затмили всякого рода бандиты с криминальными разборками.

Идет борьба различных политических группировок за право интерпретировать понятие патриотизма. Д. Б. Дондурей — социолог, культуролог, киновед, главный редактор журнала «Искусство кино», член президиума Совета по культуре и искусству при Президенте РФ отмечал: «Нужно сразу сказать об огромных, непростительных идеологических ошибках так называемых реформаторов. Они сделали очень много для страны, осуществили бескровную социально-экономическую и социально-политическую революцию — но совершили преступление, отделив социально-экономические, политические, технологические революционные процессы от мировоззренческих, идеологических, духовных. Они исходили из превратных представлений о том, что люди, увидев изменения жизни, одновременно сами будут менять свои представления о ней, и не занимались созданием новой мифологии, новой идеологии, которая поддержала бы реформы. В 2000-е наступила ситуация двойственности, мировоззренческой обезвоженности»[10].

И в то же время совершенно естественно, что от сегодняшнего патриотизма российских граждан зависит судьба России, ее суверенитет, целостность, благосостояние народа.

В «Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации»[11] отмечалось: «Коренные преобразования в стране конца XX — начала XXI веков, определившие крутой поворот в новейшей истории России, сопровождаются изменениями в социально-экономической, политической и духовной сферах общества и сознании ее граждан. Резко снизился воспитательный потенциал российской культуры, искусства, образования как важнейших факторов формирования патриотизма. Патриотизм призван дать новый импульс духовному оздоровлению народа, формированию в России единого гражданского общества».

В этой Концепции указывается: «Патриотическое воспитание, являясь составной частью общего воспитательного процесса, представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти и общественных организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины»… «Цель патриотического воспитания — развитие в российском обществе высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становление граждан, обладающих позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества, укрепления государства, обеспечения его жизненно важных интересов и устойчивого развития».

Формально это правильно, государство и общество должны организовывать действия, способствующие формированию патриотизма у граждан, но повторимся, нельзя уповать на мероприятия; чувство патриотизма и соответствующие поступки человека вырабатываются индивидуально в контексте состояния общества. В самой Концепции справедливо отмечено, что патриотическое воспитание является неотъемлемой частью всей жизнедеятельности российского общества, его социальных и государственных институтов. А еще точнее можно сказать так: патриотизм формируется всей жизнью общества.

В недалеком прошлом патриотизм сводился к военно-патриотической тематике. Эта тенденция (а может и традиция) во многом сохраняется, о чем свидетельствую различные программы патриотического воспитания граждан. Сегодня необходим перенос акцентов с военно-патриотического воспитания на обще патриотическое, нужно быть патриотичным в условиях общемировой интеграции

Воспитание патриотизма — правомерное действие общества. Но нам кажется, речь должна идти о формировании, кристаллизации чувства патриотизма всем общественным укладом, жизнью и деятельностью индивида. Отсюда это должна быть не система обязательных мероприятий, напоминающая учебный процесс и административное сочинительство, а осознанные действия человека, которые происходят с рождения, всегда и везде, при этом общество создает лишь благоприятные условия. Наверное, не случайно мало было информации о реализации общероссийской государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы»[12], также как и новой программы на 2006–2010 гг.[13], тем более о позитивных результатах. Комитет Государственной Думы ФС РФ по информационной политике провел 10 октября 2006 года «круглый стол» на тему: «О формировании патриотических идеалов в современном гражданском обществе при активном участии законодательной и исполнительной власти, СМИ и системы образования»[14].

Вслед за федеральными программами патриотического воспитания подобные документы появились в субъектах Федерации.

Правительство Москвы утвердило Комплексную целевую среднесрочную программу патриотического воспитания молодежи Москвы на 2007–2009 гг.», создало Межведомственный координационный совет по реализации программы[15]. Обращает на себя внимание тот факт, что ответственными за реализацию Программы были определены многие структуры: департаменты образования, международных связей, здравоохранения, социальной защиты населения, потребительского рынка и услуг, семейной и молодежной политики, комитеты межрегиональных связей и национальной политики, общественных связей, по культуре, физической культуры и спорту, по телекоммуникациям и средствам массовой информации, Военный комиссариат. Общее руководство этой работой было возложено на Координационный совет по патриотическому воспитанию детей и молодежи Департамента образования города Москвы[16]. Департамент образования в свою очередь определил основных исполнителей Программы — управления воспитания и дополнительного образования, дошкольного и общего образования, науки и профессионального образования, окружные управления образования, отдел международных, межрегиональных программ и общественных связей, центры военно-патриотического и гражданского воспитания, организационно-методического обеспечения физического воспитания, непрерывного художественного образования, физического, военно-патриотического и гражданского воспитания обучающихся и студентов профессионального образования. Естественно, требовались отчеты, справки, доклады — в частности предусматривалось ежегодно организовывать мониторинг состояния патриотического воспитания молодежи и к 1 декабря, 1 марта и 1 июня его результаты представлять в Центр военно-патриотического и гражданского воспитания, который должен готовить обобщенные сведения.

Подобные документы приняты в Волгоградской области[17]. «Государственными заказчиками» областной целевой программы «Патриотическое воспитание граждан» на 2007–2010 годы» являются комитет по культуре, по образованию, по делам молодежи, по делам национальностей и казачества, по печати и информации, по физической культуре и спорту, по здравоохранению, по управлению архивами администрации области. Эти структуры «организуют и проводят конкурсный отбор исполнителей конкретных работ по реализации мероприятий Программы; разрабатывают мероприятия патриотического воспитания, организуют их реализацию; проводят совместно с органами местного самоуправления мероприятия по привлечению общественных организаций (объединений) к решению задач патриотического воспитания; обеспечивают финансирование мероприятий Программы за счет средств бюджета Волгоградской области с привлечением средств внебюджетных источников и учитываются в единой смете доходов и расходов учреждения». В Программе определено, что «Патриотическое воспитание, являясь составной частью воспитания в целом, представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти и общественных организаций по формированию у граждан России высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей».

Установлено, что «результативность реализации Программы измеряется степенью готовности и стремлением граждан к выполнению своего гражданского и патриотического долга во всем многообразии форм его проявления, их умением и желанием сочетать общественные и личные интересы, реальным вкладом, вносимым ими в дело процветания Отечества. Оценка эффективности реализации Программы осуществляется на основе показателей, включающих целенаправленность воспитательного процесса, его системный, содержательный и организационный характер, использование современных технологий воспитательного воздействия, широту охвата объектов воспитания, что позволит при проведении научно-практических конференций различных уровней, издании монографий, пособий, книг, мультимедийных изданий разработать научные подходы и выработать систему мероприятий, включающих весь комплекс мер патриотического воспитания населения…». «Оценка результативности реализации Программы осуществляется на основе использования системы объективных критериев, которые выступают в качестве обобщенных оценочных показателей (индикаторов). Они представлены нравственно- духовными и количественными параметрами. Нравственно-духовные параметры: повышение толерантности, снижение степени идеологического противостояния в обществе; упрочение единства и дружбы народов; обеспечение заинтересованности граждан в развитии национальной экономики, снижении социальной напряженности в обществе; проявление мировоззренческих установок на готовность граждан к защите Отечества; уровень реализации творческого потенциала журналистов, писателей, кинематографистов в области патриотического воспитания. Количественные параметры — это количество: проведенных научно-исследовательских работ по проблемам патриотического воспитания, а также степень их внедрения в теорию и практику патриотического воспитания; подготовленных организаторов и специалистов в области патриотического воспитания; действующих патриотических объединений, клубов, центров, в том числе детских и молодежных; военно-спортивных профильных лагерей; граждан, регулярно участвующих в работе патриотических объединений, клубов, центров; граждан, прошедших подготовку в военно-спортивных профильных лагерях; детей с девиантным поведением, в отношении которых применяются формы коллективного патриотического воспитания; историко-патриотических музеев, школьных музеев, музеев предприятий, учреждений; проведенных выставок патриотической направленности; проведенных фестивалей и конкурсов по патриотической тематике; проведенных военно-спортивных игр; изданных книг патриотической направленности; проведенных мероприятий военно-шефской работы». «Отчеты об исполнении программы предоставляются в Волгоградскую областную Думу главой администрации Волгоградской области в составе отчета об исполнении областного бюджета за прошедший финансовый год. Комитет по культуре администрации Волгоградской области ежеквартально и по итогам финансового года составляет отчет по выполнению мероприятий Программы и направляет его в администрацию Волгоградской области».

Здесь же говорится: «Отрицательно влияет на решение проблем патриотического воспитания населения Волгоградской области следующее: недостаточное программно-методическое обеспечение процесса патриотического воспитания в образовательных и культурных учреждениях; слабая материально-техническая база учреждений социокультурной сферы, осуществляющих работу по патриотическому воспитанию молодежи; недостаточное финансово-экономическое и правовое обеспечение патриотического воспитания; незначительное реальное участие предприятий, предпринимательских структур в материально-техническом и финансовом обеспечении патриотического воспитания; не в полной мере в работу по патриотическому воспитанию вовлечены научные кадры региона, так как не удовлетворена потребность в научных исследованиях о совершенствовании форм и методов работы по патриотическому воспитанию; на низком уровне находится научно-методическое обеспечение подготовки и переподготовки специалистов патриотического воспитания; многие из создаваемых в последнее время программных средств, используемых в современных коммуникационных технологиях и имеющихся в открытом доступе в сети Интернет, наносят существенный вред нравственному воспитанию подрастающего поколения, его психическому и физическому здоровью; в ряде районов области, связанных с компактным проживанием представителей различных национальностей, патриотизм стал ассоциироваться с национализмом, во многом утрачены традиции развития интернационализма; уважение к символам государства и Отечества, к героическому прошлому страны не возведены в ранг обязательных, приоритетных элементов воспитания подрастающего поколения в системе образования»[18].

В Концепции патриотического воспитания граждан в Самарской области[19] «для анализа и оценки реального состояния работы по патриотическому воспитанию области выделяются следующие показатели:

а) количественные (в соотношении с перечнем мероприятий Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 — 2010 годы», в сравнении с предшествующим временным периодом, общей численностью населения Самарской области и, в частности, молодежи показателями других регионов Российской Федерации):

  • количество проводимых мероприятий (большое — более 30 мероприятий, небольшое — более 10 мероприятий, незначительное — до 10 мероприятий);
  • масштаб проводимых мероприятий (большой — количество участников и зрителей мероприятия более 1000 человек, средний — количество участников и зрителей мероприятия более 500 человек, малый — количество участников и зрителей мероприятия более 100 человек);
  • процент участия граждан в мероприятиях по патриотическому воспитанию (максимальный — более 10% от общей численности населения Самарской области, значительный — более 3% от общей численности населения Самарской области, минимальный — до 3% от общей численности населения Самарской области);
  • представительство различных категорий граждан, участвующих в мероприятиях по патриотическому воспитанию, в том числе молодежи, попавшей в трудную жизненную ситуацию (широкое, ограниченное, минимальное);
  • количество субъектов (исполнителей), участвующих в подготовке и проведении основных мероприятий по патриотическому воспитанию (максимальное — более 10 субъектов, значительное — более 5 субъектов, минимальное — до 5 субъектов);
  • количество подготовленных организаторов и специалистов в области патриотического воспитания;
  • арсенал использования форм, методов и средств патриотического воспитания (большой, небольшой, ограниченный, минимальный);
  • количество действующих патриотических объединений, клубов, центров, в т.ч. детских и молодежных;
  • количество историко-патриотических, героико-патриотических и военно-патриотических музеев (в образовательных и других учреждениях, на предприятиях, объединениях и т.д.);
  • количество оборонно-спортивных оздоровительных лагерей, военно-спортивных игр и др.;
  • количество проведенных научно-исследовательских работ по проблемам патриотического воспитания, а также степень их внедрения в теорию и практику этой сферы деятельности;
  • взаимосвязь мероприятий по патриотическому воспитанию с другими направлениями воспитания (со многими направлениями, с некоторыми, отсутствие взаимосвязи);
  • количество шефских связей с воинскими частями и ветеранскими общественными организациями (участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, воинов, уволенных в запас, и т. д.),

б) качественные показатели (высокие, средние, низкие):

  • уровень подготовленности и результативности работы по патриотическому воспитанию;
  • уровень организационно-методического обеспечения;
  • уровень подготовленности и профессиональной компетентности организаторов и руководителей (субъектов) работы по патриотическому воспитанию;
  • процент мероприятий системного, комплексного, долговременного, инновационного характера;
  • степень удовлетворенности руководителей и организаторов (субъектов) работы по патриотическому воспитанию ее основными результатами;
  • степень готовности участников работы по патриотическому воспитанию к целенаправленной самореализации в качестве субъекта этой деятельности;
  • оценка независимыми экспертами результатов работы;
  • отношение участников мероприятий по патриотическому воспитанию к результатам их проведения (положительное, отрицательное, безразличное).

Основным критерием результативности патриотического воспитания граждан в Самарской области должно стать их сознательное, самостоятельное и активное стремление своими действиями служить России.

Конечным результатом функционирования системы патриотического воспитания должны стать духовный подъем, устойчивость в обществе, укрепление государства, его обороноспособности и национальной безопасности. Эти факторы будут определять будущее Самарской области как стабильного и процветающего региона, будущее России как великой и могучей державы»[20].

Нужны ли специальные структуры по патриотизму, громоздкие программы? Любим мы эти атрибуты, но как не скатиться к разговорам о патриотизме? Все сказанное правильно, но сам по себе напрашивается вывод о явной заорганизованности столь «нежного» дела, каким является формирование патриотизма.

В средствах массовой информации высказывались сомнения в целесообразности существования государственной программы патриотического воспитания, считая, что «любовь к своей стране должна основываться на личном опыте, а не насаждаться в виде дистиллированных символов», что «такие программы могут нанести вред: чем меньше власть вмешивается в подобные вещи, тем лучше» [21]. Во время круглого стола «Патриотическое воспитание подрастающего поколения» на радиостанции «Эхо Москвы» 26 января 2002 г. слушателям был задан вопрос о целесообразности принятия программ патриотического воспитания: За 5 минут было зафиксировано 3743 звонка, 8% позвонивших считали, что такие программы способствуют патриотическому воспитанию, а 92% ответили отрицательно [22].

Важнейшим инструментом в патриотической тематике является телевидение. В указанной общероссийской государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы» читаем: «поддержка и содействие расширению патриотической тематики в телевизионных программах, изданиях периодической печати, произведениях литературы и искусства». В принципе правильно, но речь должна быть фундаментальнее. Фильм патриотической направленности не «перекроет» десятки фильмов детективной направленности, где нескончаемо стреляют, грабят, насилуют, а тем более сексуальной тематики. И если это изо дня в день, да на всех каналах, то виденное и слышимое воспринимается как потребность, правило жизни, необходимость, такие передачи несут в себе не только информационное, но и воспитательное, формирующее воздействие на сознание человека.

Как свидетельствуют социологические исследования и СМИ у молодежи, да и у тех же стариков пользуются вниманием отечественные сериалы криминальной направленности. Вопрос не только в том, что позитивного дают этим зрителям такие фильмы с фабулой из нынешней действительности, а в том, что порой это художественно обыгранные инструкции для криминального мира и самое главное и печальное — в блестящем исполнении любимых актеров и прекрасной режиссуре. Наверное, традиционно зрительское внимание привлекают преступники, воры в законе, притягивает ум, сообразительность, благородство этих героев в исполнении талантливых артистов. В примерах нет нужды, а их символом стал благородный «вор в законе» в исполнении А. Абдулова, великолепно сыгранная им роль Лавра симпатична и привлекательна. При внешней привлекательности такие фильмы несут в себе и откровенно негативное воспитательное начало, идеализируют преступников, поступки, слова этих героев становятся предметом подражания.

«Но невольно возникает вопрос: неужели в нашей жизни нет других героев, кроме "воров в законе", бандитов из "Бригады" или отмороженных парней из "Бумера"? Неужели они теперь вершители судеб народа, страны? Куда мы идем? Неужели действительно у нас "бандитское" государство? Такой вопрос может возникнуть в голове у человека зрелого, с устоявшимися взглядами на жизнь и на ее ценности. А молодое поколение так же воспринимает весь этот поток кинопродукции с криминальным уклоном? Наверное, нет. А потом мы начинаем выяснять: откуда же у нас разгул детской преступности и жестокости?», — говорил А. Н. Крутов, будучи депутатом Государственной Думы[23].

Хотя и тяжело признавать, но в сказанном большая доля правды. Ведь не секрет, что в советский период с детского возраста человеку прививали патриотизм, изо дня в день газеты и телевидение убеждали, что социалистический строй — самый прогрессивный, советская армия — всех сильней, также про медицину, образование, науку, учили доброте, справедливости, уважительному отношению к старшим и множеству других добродетелей. Понятно, что все это связывалось с коммунистической идеологией, но положительные результаты были очевидны.

Можно предположить, что в рамках федеральных программ по патриотическому воспитанию по третьему каналу ТV идет сериал «История государства Российского». Но, как кажется, такие патриотические исторические фильмы целесообразно делать менее объемными и более доходящими до людей. Видимо, не случайно, сериал идет в дневное время, когда экран собирает в основном людей старшего поколения, а молодежь на работе, в учебных заведениях, вне достигаемости телевидения.

В современной России особо и объективно необходимо возрождение духовности, воспитание населения в духе патриотизма, любви к Отечеству, а, следовательно, необходимо и прекращение пропаганды насилия, жестокости, несвойственного россиянам образа жизни, возвращение к великому разуму и ратным подвигам предков, к могучей культуре, к чувству всеобщей ответственности перед Родиной, как это всегда бывало в российской истории, а поэтому воспитание патриотизма должно стать делом всего общества, всех его политических институтов, каждого человека на своем участке, в своих действиях.

В сравнении с советским временем государственное влияние на телевидение имеет минусовые показатели, в условиях нынешней демократии нельзя влиять на репертуар посредством запретов и недопущений. Дебатируется идея создания общественного совета для определенного контроля в этой сфере; мы ближе к тем, кто, осознавая его общественную значимость, не верит в эффективность такой меры.

Общество и каждый живущий в нем в высших интересах должны способствовать тому, чтобы граждане, особенно молодежь, проявляли позитивную социализацию и посредством ее способствовали его развитию. Причем все общество. 21 декабря 2007 г. в передаче «Народ хочет знать» шло обсуждение вопроса: «Повысит ли нашу нравственность создание общественного совета или это очередная иллюзия?». О целесообразности такого совета высказывался Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.. И вот М. И. Арбатова (писательница и общественный деятель, возглавлявшая «Клуб женщин, вмешивающихся в политику», просветительско-консультационную общественную организацию, ориентированную на создание российской женской политической элиты и противостояние дискриминации по половому признаку на всех уровнях общества) заявляет, что Патриарх не должен вмешиваться, его место за церковной оградой. Почему? Во-первых, Патриарх полноправный гражданин, он может высказываться по любому вопросу, также как это успешно делает писательница; во-вторых, он, как наиумнейший и высоковоспитанный человек, не высказывал эту мыль как требование Русской Православной Церкви. Об этом же говорит признанный интеллигент Н.С. Михалков: «Нельзя допустить преобладания потребительства над духовностью, нравственностью…»; и далее — «Мы утеряли созерцательность жизни»[24].

Своеобразным контролером должен стать каждый работник телевидения, который, отмеряя возможные прибыли «кассовых» фильмов, не забывает об их резонансе.

Известно изречение: «Раньше думай о Родине, а потом о себе». Но вот совсем иное представление не рядового человека из российских СМИ. А. Герасимов, будучи главным редактором радиостанции на частоте 90,8; первым заместителем генерального директора НТВ в интервью обозревателю Е. Кузину осознанно заметил: «Мы рассчитываем, что наш слушатель будет значительно моложе и более состоятельным. Таких людей личная жизнь интересует больше, чем политика. Правило прежде думать о Родине, а потом о себе — это не для нашего слушателя. Я не думаю, что среди нашей аудитории будут люди, которые ходят на митинги по поводу монетизации. Им важнее успех на работе, машина, семейное благополучие, личные перспективы. А то, куда ведут нас «правые», чем занято правительство, — его интересует только в режиме мониторинга. Это те, кто не вступит в одну политическую партию ни при каких обстоятельствах»[25].

С таким пониманием гражданской ответственности можно сформировать чистоганного предпринимателя, но не патриота.

Нам кажется, что в последнее время — ни правительство со своим образовательным министерством, ни партии, находящиеся на плаву, ни Общественная палата и пр. не высказались так открыто и справедливо по вопросу нравственности, как это сделали представители нашей церкви, в частности митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, который на Х Всемирном Русском Народном Соборе прозорливо заявил: «Важнейший вопрос современности — это связь идеи прав и свобод личности с проблемой ее нравственной ответственности». Участники названной передачи третьего канала телевидения, как и большинство россиян, в том числе глубокоуважаемый Патриарх, обеспокоены очевидными просчетами в нравственности, все осознают — надо что-то делать. Общественный совет — одно из предложений, но справедливо опасение в его действенности. Нет, нам не нужны постановления политбюро, не нужна и цензура, но у общественности, народа должно быть право не только смотреть телевизор, но и (хотя бы) высказывать свое мнение. Поставлю вопрос по-другому. Все мы осознаем право СМИ высказывать критические замечания. Но почему нет такого права у граждан, у народа, который конституционно осуществляет власть непосредственно и через органы государственной власти и органы местного самоуправления?

Прибегнем к такой форме дискуссии — фильм «Семнадцать мгновений весны», как нам кажется, побил все отечественные и зарубежные рекорды по прокату, но ведь его с удовольствием смотрят в десятый раз. Не по федеральным программам «содействия расширению патриотической тематики в телевизионных программах», а по высоко патриотичному содержанию, национальной гордости он не сходит с телеэкрана.

В этом плане нельзя согласился с мнением о том, что в результате социализации «человек начинает рассматривать принятые в обществе взгляды как нечто само собой разумеющееся и не подлежащее сомнению». Нам представляется, что здесь больше от советского стиля; в демократической ситуации поле взглядов индивида не ограничено, он может, да и должен принимать эти взгляды, но с каким-то своим акцентом, подправкой под себя, проявлять одобрительно-критическое отношение к декларируемым нормам поведения. Социализация проявляется как в их одобрении, так и в обратном — в их неприятии. Поэтому социализация является процессом усвоения человеком различных образцов поведения и психологических установок, социальных норм и ценностей как принятых, так и не принимаемых обществом. И совсем не обязательно, чтобы, как отмечают социологи, «на стадии индивидуализации у человека формируется критическое отношение к общественным нормам поведения». Думается, прежде всего, человек познает общественные нормы, проявляя к ним свое отношение, и формирует свое миропонимание, мировосприятие, как бы определяет свои нормы поведения и отношения к окружающему миру. Индивидуальность — это и предпосылка социализация, и ее результат. Социально ориентирован лидер политической партии и матерый бандит, но смысл социализации у них различен.

В этой связи можно подискуссировать в отношении термина десоциализация. С одной стороны, это действительно «процесс, противоположный социализации, означающий утрату индивидом определенных социальных ценностей и норм», но с другой это тоже социализация со своими ценностями. Это особенно актуально в силу происходящей в современном обществе ресоциализации, усвоения новых ценностей взамен прежних в связи с его переходом в принципиально иные социальные условия, нежели это было в большой по времени советский период.

В этот период российской истории социализация во многом окрашивалась политизированностью. Приемлемо было только то, что проявлялось в рамках интересов государства, правящей коммунистической партии. Известна формула классика коммунистической теории о том, что нравственно лишь то, что служит делу коммунизма.

На социализацию подрастающего поколения работали такие социальные институты, как начальная, средняя и высшая школа, пионерская и комсомольская организации, правящая партия, творческие союзы — практически все общество, включая семью.

Это естественно, так как общество было политизировано, все его институты были призваны формировать у молодежи такую социализацию, которая служила его целям и интересам. Понятно, что приветствовалось социалистическое соревнование и не приветствовалась система конкуренции, которая считалась капиталистической, антисоциалистической.

Но мы не хотели бы в этой системе формирования социализации молодежи усматривать только негатив, хотя его было немало, прежде всего сковывание личности в своих проявлениях. Но в то же время она имела позитивные результаты, итогом которых стали поколения советских людей, человеческое совершенство которых признавал весь мир.

При переходе от советской политической системы к демократически российской патриотизм, точнее не патриотизм связывался с экономическим состоянием страны и граждан, которое незавидно выглядело в сравнении с ведущими странами мира. В сторону Запада двинулись люди, имеющие хорошую профессиональную подготовку, полученную в советской системе образования и науки, признанные специалисты, которых принимали с распростертыми руками и которые (точнее — многие из которых) упрочивали карьеру. Конечно, исходя из теории глобализации, хорошо, что советская школа фигурного катания на льду дала многих тренеров для зарубежных фигуристов, да и было бы неправильно в каждом таком случае уповать на то, что в своей стране эти люди не имели сверхзаработков. Именно сверхзаработков, так как эти люди и в своей стране были не категории обездоленных. В какой-то мере ситуация напоминала период установления Советской власти, когда российские знаменитости культуры, искусства, науки перебазировались в Соединенные и иные штаты. Будучи политически не ангажированным, тихонько уйдем от этой темы.

Но, возвращаясь к телевидению, затронем вопрос о позитиве и негативе.

«"Момент истины" — авторская программа журналиста Андрея Караулова. В этой передаче известные писатели, артисты и другие деятели культуры и политики обсуждают злободневные для России темы: коррупция в высших эшелонах власти, вырождение нации, наркомания среди молодежи, падение рождаемости и другие. Производство: ООО "Стратегия века" по заказу "ТВ Центра"»[26]. На нашей памяти эта «авторская программа», которая в эфире каждую неделю да еще с повторением, существует около пятнадцати лет. И вот эти тысячи передач еженедельно раскрывают «коррупцию в высших эшелонах власти, вырождение нации, наркоманию среди молодежи…». Когда программа появилась, к ней было приковано, по крайней мере, наше внимание. Но потом, с одной стороны, становилось жутко от изобилия негатива, а с другой — почему не принимаются меры по его искоренению. В этой постоянно идущей программе никакого позитивного просвета. Наивно поставить вопрос — как все это влияет на сознание человека?

Обратимся к исключительно уважаемому ведущему программы «Сегодня» на канале НТВ Алексею Пивоварову: «Тревожная новость для меня как для ведущего ничем не отличается от любой другой. Это обычная рабочая ситуация: есть информация — значит, мы обязаны ее сообщить, по возможности точно и достоверно. Ведь не мы виноваты, например, в том, что был взорван Черкизовский рынок и погибли люди»[27]. Конечно, журналист не виноват, но как это подавать — дело сугубо корпоративное.

На этой же странице журнала «Psychologies» Г. Юзефович и Ю. Пучкова, люди не случайные в подлинной журналистике, пишут «Та манера, в которой современные СМИ подают информацию, также способствует поддержанию в нас ощущения тревожности. Бесконечные повторы пугающих кадров, нагнетающие напряжение прогнозы аналитиков укрепляют убежденность в том, что наше беспокойство не лишено оснований. Они увеличивают недоверие к миру, заставляя искать успокоения…»[28].

Полностью разделяем мнение нового заместителя гендиректора ВГТРК Дмитрия Киселева, сказанные в интервью обозревателю «Известий» Н. Кочетковой: «Нужно показывать позитивные примеры. Прозрачность и понятность деятельности власти. Польза для России и объединение общества. Общество должно быть едино в своем понимании блага для России. При этом естественно, что ценностные ориентиры остаются: свобода, материальный достаток, человеческое достоинство. В целом мне хотелось бы сделать наш информационный поток более позитивным и вдохновляющим. Семьям тяжело видеть много крови на экране.

— А как позитивно говорить о терактах, стихийных бедствиях, убийствах?

— Всегда есть люди, которые борются с этими явлениями. Мы должны нацеливать и государство, и общество на то, чтобы была оказана своевременная и быстрая помощь. Журналисты должны защищать общество от произвола. Я против того, чтобы смаковать эти события. Наверное, отравления в детских садах, пионерских лагерях происходят часто, но если мы будем каждый день об этом сообщать, у нас создастся ложная картина мира. Ведь тогда мы не сообщаем об огромном числе детских учреждений, где все в порядке. Есть опасность замолчать здоровые учреждения и нормальные школы.

Нужно показывать позитивные примеры: построена дорога, открыли школу. Жизнь состоит ведь не только из чернухи. Если вы посмотрите CNN — вам покажут Африку лишь тогда, когда там лихорадка Эбола или несколько миллионов умирают от голода в Зимбабве. В остальных случаях Африки как континента там не существует. Американские новости — это новости происшествий. Европейский подход к телевидению другой. У России тоже своя коррекция. У нас есть счастливые семьи, рождаются дети, и, вы удивитесь, более 2/3 наших граждан с оптимизмом смотрят в будущее, опираясь в том числе на новости. Я считаю, что это большой ресурс для общества»[29].

Извиняемся за большое цитирование мнения так редко встречающегося в наше время и повторимся — с указанным Д. Киселевым подходом нельзя не согласиться.

На канале НТВ два раза в день идет передача «Обзор чрезвычайных происшествий». В противовес этому можно назвать тоже энтэвэшние программы Владимира Соловьева «К барьеру» и «Воскресный вечер». В них тоже поднимаются острые, злободневные, актуальные вопросы, но на них в споре известных личностей даются ответы, эти передачи наполняют оптимизмом, применительно к нашей статье — вызывают чувства патриота.

Может, не следует следовать советскому опыту, когда с экрана постоянно и много рассказывалось о достижениях рабочих и крестьян, люди знали лучших поименно, принимали их в пример. Признаемся, что современных подобных имен просто не знаем. Вот и получается, что в лекциях перечисляем звучные имена, говорим о подвигах тружеников города и села до военных и послевоенных лет, а сегодняшнюю историю подаем безымянно.

Кто виноват? Думается, и власти и журналисты. Разве надо иметь мандат и доступ к секретностям, чтобы сделать репортаж о полевых работах, показать тех, кого раньше именовали передовиками?

Коснемся вопроса о личной жизни граждан, которая является элементом гражданственности, нитями связанной с патриотизмом. В советский период личная жизнь была ограждена от СМИ, а т.н. «желтой прессы» априори не существовало. Современные СМИ взяли все худшее из западной практики. Чего стоят программы «Максимум: Скандалы. Интриги. Расследования» и «Русские сенсации»? Но на не достигаемой высоте стоит газета «Жизнь». Эта тема из серии, которой журналисты должны касаться в исключительных случаях и только с согласия людей, о которых рассказывают. В советское время существовал принцип — в архивах личные дела предоставлять исследователям только после смерти не только персоны, но и его ближайших родственников или только и их согласия. Даже на правду о личной жизни должно лежать табу, а ложь и наговоры должны применяться взыскания. В эти дни Интернет и пресса переполнены информацией, к примеру, о болезни Филиппа Киркорова, но его пресс-атташе напрочь это опровергает. В то же время складывается впечатление, что некоторые герои из артистической среды заинтересованы в рассказах и вымыслах об их личной жизни.

Особенно это касается разводов, распадов семейных браков. Нет, мы не за то, чтобы осуждать кого-то, не за то, что в советское время коммунист не мог расторгнуть брак без согласия на то партийного комитета. Но убеждены, что институт семьи надо всемерно укреплять и оберегать. Каждый развод — это незабываемая травма для детей.

Да, не следует вторгаться в личную жизнь — дело сугубо личное, но личная жизнь должна украшать общество, а не размывать его, ведь общество — это каждый из нас, мы его создаем и живем в нем. В.И. Ленин считал нравственно то, что служит коммунизму, классовой борьбе. Сегодня скажем по-другому: верим в общечеловеческую нравственность, нравственно все то, что делает человека возвышенным.

В этой связи затронем еще один сугубо личный вопрос извращенно вытащенный на поверхность — о сексе. Так устроен человек, что половые отношения являются нормой жизни и воспроизводства человечества. Известна крылатая фраза двадцатилетней давности: «У нас секса нет». После смены общественного строя от нее открестились. Уважаемый Владимир Познер заявил, что эта фраза была искусственно вмонтирована в передачу. В современном развратно-распущенном виде секса в то время действительно не было, само понятие не гуляло на экранах и в модерных журналах, а когда что-то проскальзывало, его именовали порнографией с возможными цензурными последствиями. Сейчас такие высокого пошиба понятия, как красота, элегантность, свободно заменяются словом сексуальность. Нас поразило, что в серьезной общественно-политической телепередаче «Народ хочет знать» для оценки выступавших в течение года политиков, общественных деятелей (Александр Ципко, Владимир Жириновский и пр.) была номинация «самый сексуальный». По итогам последнего сезона такое «звание» получила Ирина Хакамада, которая «нормально» восприняла это решение, заявив, что не ожидала такой оценки в свои годы (родилась в апреле 1955 г.). Как понять эту номинацию — можно лишь фантазировать. По телевидению откровенный секс можно видеть по принципу «здесь и сейчас».

Как злокачественная опухоль расползаются нравственные болезни века, которые отрицательно действуют на все стороны человеческой жизни, а, следовательно, на нашу безопасность. Здесь надо не только лечить, но и предотвращать эти осложнения, вести эффективную профилактическую работу. Здесь все сложно, не однозначно, нельзя насильственно внедрять «коммунистическую нравственность», но и нельзя быть пассивными.

Вызовы времени в их негативном проявлении требуют мобилизации духовных, нравственных усилий всего общества. Патриотическое воспитание в той или иной форме проводится различными социальными структурами общества — семья, система образования всех уровней, армия, общественные организации и т. п. Трудности связаны, прежде всего, с тем, что ранее существовавший идеал Отечества целенаправленно разрушался, а новые идеи и представления пока еще отчетливо не проявились и не утвердились в российском обществе. Отсутствие общественно признанного идеала, образа своей Родины весьма затрудняет патриотическое воспитание молодежи и отрицательно влияет на формирование ее гражданственности и социальную активность.

Прежние воспитательные структуры практически разрушены и не могут на должном уровне осуществить формирование личностных и гражданских качеств молодежи в современных условиях. Создание новых социальных институтов воспитания требует значительных усилий со стороны государства и общественных организаций, концептуальной проработки проблемы воспитания и социализации. Надо признать, что министерства образования, культуры, Российская академия образования пока не смогли сформулировать действительно современную концепцию нового стиля воспитания, адекватного состоянию общества.

Наверное, нужно было разрушить старую коммунистическую систему воспитания, она просто не могла бы вписаться в современную Россию. Но нельзя было и оставлять общество без системы воспитания. Еще долго будем вспоминать непродуманные действия первого Президента России Б. Н. Ельцина, в том числе указ за номером один, разорвавший единый процесс образования и воспитания, фактически уничтоживший систему воспитания в стране. Вместе с тем известно, что чем сложнее общество, чем оно более развито, тем более сложны и правила «игры» для его граждан, тем более сложен и длителен путь социализации личности, формирования у нее необходимых качеств для жизни в этом обществе. Демократическое общество по сравнению с тоталитарным усложняет процесс воспитания, жизнедеятельность личности, что предполагает формирование личностных и гражданских качеств, которые не были необходимы при прежней политической системе.

В современном обществе воспитание нельзя принимать однозначно, нельзя его навязывать, проводить директивно. Но общенациональные интересы требуют, чтобы общество и государство контролировали воспитательный процесс, помогали людям ориентироваться в реальном соотношении разлагающих и воспитывающих ее сил, отличить истинные ценности от мнимых и ложных, достойные цели от недостойных.

Воспитание нравственности является самой важной задачей в процессе становления личности и выступает одним из главных условий ее жизнеспособности в любом обществе. В воспитательной работе важно, чтобы нравственность понималась не как природное, а как приобретенное, воспитанное качество личности, поскольку нравственно зрелый человек должен иметь черты характера, соответствующие общепринятому в обществе менталитету, нормам, обычаям социальной жизни россиян.

«В современной жизни сосуществуют моральные нормы, традиции и обычаи прежней эпохи и нарождаются нормы, соответствующие требованиям нового этапа развития. В этом проявляется одна из основных трудностей разработки идеалов, принципов и целей системы патриотического и нравственного воспитания, а также выявления критериев и показателей эффективности деятельности этой системы», — отмечала профессор Т. В. Ужва.

Жизнь открывает дорогу все новым явлениям общественной жизни. Важное значение, например, имеет дозировка восприятия неизбежного расслоения граждан по материальному уровню. Когда приходится видеть ужасающие данные о бедных и богатых, невольно понимаешь всю остроту положения. В этой сложной проблеме выделим два вопроса. Во-первых, общество сумело не допустить революционной ситуации, гражданской войны, хотя рецидивы были и могут быть. Во-вторых, все больше приходит осознание, что ананасы едят и рябчики жуют не буржуи по В. Маяковскому, а люди труда, хорошо и умело сориентировавшиеся в новой системе, которая, устранив уравниловку, создала реальные возможности для проявления таланта, умений, знаний, для самовыживания в самом высоком понимании. Среди личностных смысложизненных целей в большинстве случаев главным является обеспечить самосохранение и достижение определенного социального статуса, самоутверждения и самореализация. Это неотъемлемое условие недопущение опасности в жизнедеятельности общества, оно чрезмерно актуально и значимо в России.

Процветание и безопасность страны во многом зависят от формирования любви к родному Отечеству, российскому народу. Именно это, как представляется, обязывает максимальное внимание уделять патриотическому воспитанию всех граждан, и конечно, с самого юного возраста. Цель ясна, так как она правильна, вполне исторична, но как этого достигнуть. Истинные патриоты были во все века и во всех существовавших в стране общественно-политических системах. Однако патриотизм воспринимался по-разному, и сейчас возникает вопрос об эволюции самого понятия. Но нам кажется, что суть понятия неизменна. Патриотизм приходит с рождением человека и сопровождает его всю жизнь, он как бы в сознании, ему лишь надо реализоваться. Уже в ХХI столетии существовала Государственная программа «Патриотического воспитания граждан Российской Федерации на 2001–2005 гг.»[30]. Департамент по молодежной политике Министерства образования провел конкурс по реализации подпрограммы «Формирование условий для гражданского становления, патриотического, духовно-нравственного воспитания молодежи». Интересно и отрадно, что на конкурс было представлено 242 программы из 65 субъектов РФ.

В Ханты-Мансийском автономном округе одним из приоритетных направлений государственной молодежной политики является возрождение патриотических традиций и воспитание гражданской ответственности за свое Отечество. В округе действует Координационный Совет по гражданскому и патриотическому воспитанию молодежи. Основными направлениями гражданско-патриотического воспитания стали: развитие системы патриотического воспитания; воспитание и поддержание у граждан с детского возраста чувства патриотизма, гражданского долга, общественных интересов; обеспечение активного участия семьи, школы, общественных и государственных институтов в патриотическом воспитании, координация деятельности государственных, муниципальных структур и ведомств; формирование комплекса нормативно-правового, организационно-методического, кадрового и материально-технического обеспечения системы патриотического воспитания; физическое развитие детей и молодежи, формирование стремления к здоровому образу жизни. Учитывается опыт и достижения прошлого. Мероприятия ориентированы на все социальные слои и возрастные группы граждан. Проводятся военно-спортивные игры «Зарница», «Орленок», «Щит» для детей, подростков и молодежи; конкурсы-фестивали военно-патриотической песни. В муниципальных образованиях созданы учреждения, центры, клубы и объединения, деятельность которых направлена на реализацию программ военно-патриотического воспитания, системную подготовку юношей к службе в вооруженных силах. Ежегодно проводятся торжественные концерты, посвященные Дню защитника Отечества и Дню пограничника, открытый фестиваль военно-патриотической песни «Эхо войны». Стало доброй традицией благоустройство памятников, обелисков воинам-интернационалистам[31].

Рязанское отделение Союза коммунистической молодежи ежегодно проводит акцию по ремонту обелисков участникам Великой Отечественной войны «Это нужно живым!». Это не разовая акция, а мероприятия, проводимые по мере необходимости, включающие косметический ремонт, уход за территорией вокруг памятников, разбивку клумб, посадку аллей в память о героях войны, уход за могилами участников войны, скончавшихся в последующее время; возложение цветов и гирлянд. Активисты Рязанской городской и Клепиковской районной организации СКМ РФ посадили аллею и разбили сквер в память о комсомольцах, погибших в годы войны. Учащихся старших классов проведи акцию «Письмо ветерану» — конкурс сочинений школьников 5–11 классов, лучшие из которых в виде писем были отправлены участникам войны[32].

Конечно, нужна система, преемственность в действиях. С конца 1980-х гг. несколько раз создавался комитет по делам молодежи и вскоре ликвидировался. На пресс-конференции Президента РФ в Кремле для российских и зарубежных СМИ 20 июня 2003 г. представитель газеты «Народная инициатива» (Москва) так сформулировал вопрос: «Около восьми лет назад, если я не ошибаюсь, в России исчез Государственный комитет по делам молодежи. Это проблема очень большая. Исчезла и государственная молодежная политика. Не пора ли нам вернуться к этой теме?» На что В.В. Путин ответил: «Я очень благодарен Вам за этот вопрос, хотя какого-то красивого, яркого ответа у меня на него нет. Нет, потому что Вы правы. Действительно, и соответствующая структура в рамках Правительства ликвидирована, и ничего взамен предложено не было. Не самый лучший способ решать проблемы — плодить административные структуры, это правда, но внимание со стороны государства к этой теме, конечно же, должно быть усилено. Я очень рассчитываю на то, что этой работой займутся и те самые политические партии, о необходимости укрепления которых мы говорили»[33] Затем по его инициативе из Министерства образования вывели структуру по молодежной политики, создав самостоятельный Государственный комитет Российской Федерации по делам молодежи[34], который вскоре превратили в агентство по делам молодежи[35], которое находится в ведении Министерства по спорту и молодежной политики. «Федеральное агентство (Росмолодежь) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере государственной молодежной политики, реализации во взаимодействии с общественными организациями и движениями, представляющими интересы молодежи, мероприятий, направленных на обеспечение здорового образа жизни молодежи, нравственного и патриотического воспитания и на реализацию молодежью своих профессиональных возможностей».

И все же больше мы склонны поддержать Г. О. Грефа, который, будучи вице-премьером, считал, что не следует отдельной строкой выделять молодежную политику, что проблемами молодого поколения должны заниматься все ведомства, все общество и государство. Об этом говорят и эмпирические исследования, которые устанавливают, что ожидания от молодежной политики имеют отрицательную корреляцию в сравнении с активными самостоятельными действиями молодежи по улучшению своей жизненной ситуации. Поддерживаем министра образования и науки РФ А. А. Фурсенко, который на вопрос: «Скажите, пожалуйста, что такое государственная молодежная политика в вашем понимании?» ответил: «Моя точка зрения состоит в том, что государственная молодежная политика должна быть направлена на создание для молодежи возможностей проявить себя с одной стороны, и создание уверенности в том, что если ты окажешься в сложной, тяжелой жизненной ситуации, есть страна и эта страна защитит тебя, поддержит тебя с другой стороны. Я считаю, что эти главные идеи заложены в проект Стратегии государственной молодёжной политики. Главное, что чему должны способствовать данная стратегия, состоит в том, что мы все должны быть кузнецами собственного счастья, что любая политика должна быть направлена не только на реализацию социальных задач, но и на расширение возможностей добиться успеха, добиться выигрыша, стать лидерами не только среди молодежи, но и в стране в целом»[36]. Только в этом случае будет срабатывать воспитание, обеспечивая безопасность общества.

Но вместе с тем общество должно иметь четкую позицию в отношении проблем молодого поколения и тем самым обеспечивать его реальное развитие и безопасность. Банально, упомянуть такой известный факт, как обращение И. В. Сталина в тяжелейшую годину войны к именам великих российских, русских военачальников. Но жизнь заставляет это не только вспоминать, но и взять на вооружение подобные высокопатриотичные факты. В октябре 2007 г. в передаче «Народ хочет знать» приводились примеры, когда молодые люди не знают М. И. Кутузова, считая его героем Великой Отечественной.

Патриотизм предполагает формирование активной гражданской позиции личности, гражданского самоопределения, осознания внутренней свободы и ответственности за собственный политический и моральный выбор. Все это требует наличия специфических морально-психологических качеств, таких как гражданское мужество, смелость, честность, порядочность, а также убежденности и умения отстаивать свою точку зрения. Наряду с этим, в условиях демократизации российского общества приобретают большую значимость такие свойства личности, как терпимость и уважение к другому мнению, умение убеждать или принимать другую точку зрения, что может выступать в качестве критериев и показателей эффективности в формировании гражданственности.



[1] Алексий II. Интервью // Труд-7. 2005. 3 ноября. № 206. [Эл. источник]: http://www.patriarchia.ru/db/text/55442.html

[2] Русская Православная Церковь. Московский Патриархат. Обращение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II к клиру, Приходским советам храмов гор. Москвы, наместникам и настоятельницам ставропигиальных монастырей на Епархиальном собрании 2006 года. 5 декабря 2006 г. Зал Церковных соборов Кафедрального соборного Храма Христа Спасителя. [Эл. источник]: http://www.patriarchia.ru/db/text/173887.html

[3] Бударагин М. Патриотическое воспитание в школах: препятствия и риски. Насколько сейчас необходимо вводить патриотическое воспитание? // [Эл. источник]: http://www.kreml.org/interview/183340498.

[4] Круглый стол «Патриотическое воспитание подрастающего поколения» на радиостанции «Эхо Москвы», 26 января 2002 г в программе "Глас народа" (ТВ-6) // [Эл. источник]: http://www.yabloko.ru/Publ/2002/2002_01/020129_eho_glasnaroda.html

[5] Розанов, Василий Васильевич // Википедия. [Эл. источник]: http://ru.wikipedia.org/wiki/Розанов, Василий Васильевич

[6] См.: Бударагин М. Указ. соч.

[7] [Эл. источник]: http://www.aforizm.info/author/teodor-ruzvelt

[8] [Эл. источник]: http://aphorism.ru/author/a985.shtml

[9] [Эл. источник]: http://www.riasamara.ru/rus/samara/regional_projects/education/article610.shtml

[10] Дондурей Д. Б. Наше понимание любви к родине выращено Сталиным. Запись интервью Семенова В. // Независимая газета. 2006. 24 октября. [Эл. источник]: http://www.ng.ru/scenario/2006-10-24/11_dondurey.html

[11] Одобрена на заседании Правительственной комиссии по социальным вопросам военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей (протокол № 2(12)-П4 от 21 мая 2003 г.

[12] [Эл. источники]: http://www.rg.ru/oficial/doc/postan_rf/122_1.shtm; http://www.redstar.ru/2001/03/02_03/document.html

[13] [Эл. источники]: http://www.rossport.ru/xml/t/mainr.xml?nic=act&amp;mid=90&amp;pid=1040&amp;lang=ru; http://www.depos.ru/projects/patriot/passport.html

[14] [Эл. источник]: http://www.km.ru/magazin/view.asp?id=57FDAA2D1A254D9C9706CEE3FE099DF0

[15] Постановление Правительства Москвы от 12 декабря 2006 г. N 956-ПП «О комплексной целевой среднесрочной программе патриотическое воспитание молодежи Москвы на 2007-2009 гг.» // [Эл. источник]: http://svao.mos.ru/ro/about/?s=4707&amp;sub=4708&amp;ID=61479

[16] Приказ Департамента образования от 29.12.2006 № 909 «О реализации Комплексной целевой среднесрочной программы "Патриотическое воспитание молодежи Москвы на 2007-2009 гг.» // [Эл. источник]: http://lawrussia.ru/texts/legal_215/doc215a546x581.htm

[17] [Эл. источник]: http://edinoros.volgoduma.ru/full_file%60s/patriot.htm

[18] Там же.

[19] Концепция патриотического воспитания граждан в Самарской области // [Эл. источник]: http://www.mkmp.ru/39/art44.html

[20] Там же.

[21] [Эл. источник]: http://www.km.ru/magazin/view.asp?id=57FDAA2D1A254D9C9706CEE3FE099DF0

[22] Круглый стол «Патриотическое воспитание подрастающего поколения» на радиостанции «Эхо Москвы», 26 января 2002 г в программе "Глас народа" (ТВ-6). // [Эл. источник]: http://www.yabloko.ru/Publ/2002/2002_01/020129_eho_glasnaroda.html

[23] [Эл. источник]: http://www.kroutov.ru/content/rgs/rgs11.shtml

[24] Российская газета. 2008. 3 июля С. 9; [Эл. источник]: http://www.rg.ru/2008/07/03/fabrika.html

[25] [Эл. источник]: http://www.media-atlas.ru/items/?a=view&amp;id=313&amp;cat=interview

[26] [Эл. источник]: http://www.tvc.ru/bcastArticle.aspx?aid=779766b5-fcf2-4f34-b824-c20966e5dd50

[27] Юзефович Г. и Пучкова Ю. Больны ли мы новостями? // Psychologies / Психология. 2006. № 9. Октябрь. С. 53.

[28] Там же.

[29] Киселев Д: «Нужно показывать позитивные примеры» / Известия. 2008. 24 июля. [Эл. источник]: http://www.izvestia.ru/media/article3118566/

[30] Вузовские вести. 2003. №3. Февраль. С. 5. [Эл. источник]: http://www.redstar.ru/2001/03/02_03/document.html

[31] [Эл. источник]: http://www.eduhmao.ru/portal/dt?last=false&amp;amp;provider=YUNGCategoriesPageContainer&amp;amp;HmaoSecsId=YUNG_SECTION_20290

[32] [Эл. источник]: http://www.kprf.ryazan.ru/skm/patriotic.htm

[33] [Эл. источник]: http://www.president.kremlin.ru/text/appears/2003/06/47449.shtml

[34] Постановление Правительства Российской Федерации от 27 октября 2007 г. № 706 «О Государственном комитете Российской Федерации по делам молодежи» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2007. № 45. Ст. 5490.

[35] Постановление Правительства РФ «О Федеральном агентстве по делам молодежи» от 29.05.08 № 409 (Д) // [Эл. источник]: http://www.businesspravo.ru/Docum/DocumShow_DocumID_138809.html

[36] [Эл. источник]: http://www.mon.gov.ru/incoming/faq/?&amp;page=5


Демидова Е. И. — доктор исторических наук, профессор.

Криворученко В. К. — доктор исторических наук, профессор.


См. также:



в начало документа
  Забыли свой пароль?
  Регистрация





  "Знание. Понимание. Умение" № 4 2021
Вышел  в свет
№4 журнала за 2021 г.



Каким станет высшее образование в конце XXI века?
 глобальным и единым для всего мира
 локальным с возрождением традиций национальных образовательных моделей
 каким-то еще
 необходимость в нем отпадет вообще
проголосовать
Московский гуманитарный университет © Редакция Информационного гуманитарного портала «Знание. Понимание. Умение»
Портал зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере
СМИ и охраны культурного наследия. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-25026 от 14 июля 2006 г.

Портал зарегистрирован НТЦ «Информрегистр» в Государственном регистре как база данных за № 0220812773.

При использовании материалов индексируемая гиперссылка на портал обязательна.

Яндекс цитирования  Rambler's Top100


Разработка web-сайта: «Интернет Фабрика»