Главная / Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение» / 2008 / №6 – История
Мошняга В. П. Международные организации как важный фактор мирового социального прогресса и развития
УДК 94
Аннотация: В статье подробно рассматривается история деятельности ЮНЕСКО.
Ключевые слова: ЮНЕСКО, международные организации, прогресс.
В поле зрения ряда историков-международников находится изучение таких факторов мировой политики, как международные межправительственные организации – ООН, ЮНЕСКО, МОТ, ряд континентальных и региональных организаций – ЕС, ОБСЕ, Совет Европы и др.
Рассмотрим политику и деятельность Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры – ЮНЕСКО[1]. Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) была учреждена в Лондоне, а Конференции министров образования 44 стран в ноябре 1945 г. После ратификации Устава ЮНЕСКО 4 ноября 1946 г. и его вступления в силу и стал датой основания ЮНЕСКО. Согласно ее Уставу, ЮНЕСКО — международная межправительственная организация, членами которой могут стать только суверенные государства. Эта Организация одна из самых крупных специализированных учреждений системы ООН. По состоянию на 1999 г. членами ЮНЕСКО состоят 188 государств (2002 г.). С 1991 г. в состав ЮНЕСКО входит и Россия в качестве правопреемника СССР[2].
Главная цель ЮНЕСКО состоит в осуществлении международного сотрудничества на основе принципов Устава ООН и своего Устава. Но если для ООН международное сотрудничество относится к сфере безопасности, то ЮНЕСКО — к области образования, социальных и естественных наук, культуры и информации.
ЮНЕСКО своей многогранной деятельностью отстаивает право свободы личности и свободы народов вне зависимости от политических, идеологических, этнических и религиозных различий. На это направлена вся ее гуманитарная и образовательная деятельность, которая в концентрированном виде выражает основные положения Устава ЮНЕСКО — укоренять идеи мира в сознании людей. С учетом изменяющихся обстоятельств ЮНЕСКО вырабатывает новые формы участия в реализации этой идеи, наполняя ее концепциями «культуры мира и демократии».
Главный принцип (лозунг) ЮНЕСКО — «мыслить глобально, действовать локально». Миссия ЮНЕСКО в современном мире сводится к пяти основным функциям: 1) предвидение развития науки, культуры, средств коммуникации; 2) продвижение, передача и совместное использования основных, в первую очередь, исследовательских методов в обучении и образовании; 3) нормативная деятельность, выработка, пересмотр, применение «международных законов»; 4) экспертная помощь, оказываемая государствам-членам в политике и проектах; 5) обмен специализированной информацией.
Руководящие органы ЮНЕСКО — это Генеральная конференция, Исполнительный Совет во главе с Генеральным директором и Секретариат, штаб-квартира которого находится в Париже. Генеральная конференция является высшим и наиболее представительным органом ЮНЕСКО. Она включает полномочные делегации всех государств-членов, где каждое государство имеет один голос. Генеральная конференция собирается на очередные сессии раз в два года. Она определяет политику и общие направления деятельности ЮНЕСКО, утверждает двухгодичную программу работы и бюджет, среднесрочные (шестилетние) планы, принимает международно-правовые акты (декларации) конвенции, межправительственные рекомендации, организует наиболее важные конференции по различным проблемам образования, науки и культуры, рассматривает и утверждает международные проекты и рекомендации, входящие в компетенцию ЮНЕСКО. На таких конференциях утверждаются программы Десятилетий. В период сессий Генеральная конференция по существу превращается в крупнейший международный форум, имеющий реальную возможность административного и финансового влияния на решение проблем и многостороннего научного и культурного сотрудничества стран мира.
Важной особенностью Генеральной конференции в последнее время является то, что ее решения принимаются с учетом баланса интересов всех стран на основе консенсуса. Это способствует процессу децентрализации политики ЮНЕСКО, которая стремится создать условия и возможности для укрепления региональных механизмов сотрудничества с тем, чтобы при ее финансовой и технической поддержке полнее отражать интересы стран мира, тех или иных регионов. Для реализации указанных целей и задач страны функционируют специализированные учреждения (центры), региональные бюро и другие структуры ЮНЕСКО.
ЮНЕСКО сотрудничает с 588 неправительственными организациями и 4800 центрами ассоциаций и клубов, осуществляя Программы совместной деятельности. 2200 штатных и внештатных сотрудников реализуют бюджет ЮНЕСКО, составляющий ежегодно 455 млн. долларов. Бюджет ЮНЕСКО, кроме взносов государств-членов, включает и дополнительные источники финансирования. Так, в 1995 г. ЮНЕСКО получила 21 млн. долларов от Программы Развития ООН, 10 млн. долларов от Фонда народонаселения, столько же — от региональных фондов развития[3].Одним из важнейших направлений в политике ЮНЕСКО является нормотворческая деятельность, которая осуществляется с учетом разницы культур и традиций государств-членов ЮНЕСКО на договорной основе. Представители государств договариваются следовать общим правилам и на основе консенсуса принимать международные акты — Конвенции, Декларации и Рекомендации ЮНЕСКО. Эта деятельность выражается как в разработке, пересмотре и принятия текстов указанных документов, так и в наблюдении за их выполнением и нередко в помощи государствам по их внедрению.
ЮНЕСКО много времени уделяет вопросам соблюдения прав человека в области образования, науки, культуры и информации. ЮНЕСКО осуществляет большую издательскую деятельность. Организация издает Всемирные доклады о состоянии образования, науки, культуры и коммуникации, публикуемые раз в два года; Статистический ежегодник — справочное издание, позволяющее получить данные о деятельности ЮНЕСКО во всех странах и регионах мира.
Оценивая итоги полувековой деятельности ЮНЕСКО, ее эволюцию и политическое лицо, необходимо учитывать общую обстановку на международной арене и основные тенденции развития международных отношений в разные периоды. В статье I Устава ЮНЕСКО, не претерпевшей серьезных изменений за 50 лет, Организация ставит своей задачей содействовать укреплению мира и международной безопасности путем расширения сотрудничества народов в области образования, науки и культуры в интересах обеспечения всеобщего уважения, справедливости, соблюдения прав человека и основных свобод, провозглашенных в Уставе ООН, для всех народов без различия расы, пола, языка и религии.
Возникшая в результате победы прогрессивных демократических сил над фашизмом и милитаризмом, ЮНЕСКО активно участвует в создании системы всестороннего международного сотрудничества для устранения угрозы международному миру и безопасности народов. «Мысли о войне, — записано в первых строках Устава ЮНЕСКО, — возникают в умах людей, поэтому в сознании людей следует укоренять идею защиты мира»[4].Так, XI сессия Генеральной конференции (1960 г.), приняв резолюцию «Мирные и добрососедские отношения между государствами», призвала все государства-члены руководствоваться в своих отношениях друг с другом принципами мира и сотрудничества, воздерживаться от пропаганды войны в любой форме и принимать меры для воспитания молодежи в духе международного взаимопонимания[5].
Такие задачи международного сотрудничества и прежде всего утверждение идеалов мира, образования и культуры на основе духовной и моральной солидарности человечества ЮНЕСКО на могла бы решать, если бы она не стала универсальной организацией по составу своих участников, по принципу и характеру своей деятельности. Поэтому Устав ЮНЕСКО зафиксировал принцип суверенного равенства всех стран и невмешательства Организации в их внутренние дела, «заботясь о том, чтобы обеспечить государствам-членам независимость, неприкосновенность и плодотворное многообразие их культуры и их системы образования» (п. 3 ст. 1). Добиться таких целей можно только при условии участия людей в социальном развитии и соблюдении прав человека, толерантности, отказа от насилия и установления демократических порядков. Важную роль в этом процессе призвано сыграть образование, получаемое людьми, начиная с раннего детства и в течение всей их жизни, а также оказание поддержки организациям граждан, обеспечение плюрализма и независимости средств массовой информации и коммуникации.
Политика и деятельность ЮНЕСКО осуществляется в русле общецивилизационных процессов, развития общественной мысли и научно-технологического прогресса в мировом сообществе, которые определяются основными проблемами современности: мир, развитие, защита окружающей среды и права человека во всех сферах жизнедеятельности.
Центральное место в деятельности ЮНЕСКО, занимает образование, дающее людям наиболее широкие возможности приобщиться к ценностям, установкам, знаниям, которые лежат в основе уважения прав человека и демократических свобод, отказа от насилия и утверждения духа терпимости, понимания и взаимного уважения между людьми, группами людей, нациями, государствами и цивилизациями.
Политика ЮНЕСКО в области образования и науки исходит из основных принципов Всеобщей декларации прав человека, согласно которым каждый человек имеет право на образование. При этом начальное и общее образование должно быть обязательным и бесплатным, а профессионально-техническое и высшее должно быть одинаково доступным для всех на основе способностей каждого. Целью же образования должно быть развитие человеческой личности на основе уважения прав человека и основных свобод. Именно правовые гарантии в области образования способны содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами, расовыми и религиозными группами и должны содействовать деятельности ООН по поддержанию мира (ст. 26).
Важную роль в решении проблем образования играют следующие структуры ЮНЕСКО: Международное бюро просвещения (Женева, 1952 г.), которое с 1969 г. действует в рамках ЮНЕСКО в области компаративного образования, документации и информации по образованию; Институт ЮНЕСКО по образованию (Гамбург, 1951 г.), основная деятельность которого — образование взрослых и непрерывное образование; Международный институт планирования образования ЮНЕСКО (Париж, 1962 г.), основная задача которого — содействие обучению и исследованиям по планированию образования в области экономического и социального развития[6].
ЮНЕСКО приняла целый ряд конвенций, деклараций и рекомендаций, которые призваны способствовать обеспечению каждому человеку права на образование. Среди этих документов наибольшую известность и влияние приобрела Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования[7], которая направлена на осуществление статей 2 и 26 Всеобщей декларации прав человека и запрещает все виды дискриминации в области образования с учетом тех мер, которые будут приняты для реализации Конвенции при равных возможностях государств-участников. В соответствии со статьей 3 Конвенции государства-участники приняли обязательства проводить политику в области образования на основе устранения и предотвращения его дискриминации. В связи с тем, что государства встретились с трудностями при ратификации Конвенции, особенно в связи с многообразием их систем образования, XVIII сессии Генеральной конференции (1975 г.) приняла программу, предусматривающую международное сотрудничество по усилению борьбы с дискриминацией в области образования, плановый подход к ее осуществлению с учетом национальных систем8. Конвенция призывает государства разрабатывать и проводить в жизнь общегосударственную политику, опирающуюся на соответствующие национальные обычаи, а методы осуществления этой политики должны учитывать равенство возможностей. Эта идея нашла подтверждение в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.), где содержатся конкретные статьи о необходимости обеспечить начальное образование, расширять бесплатное среднее и высшее образование, постоянно улучшать материальные условия преподавательского персонала.
На протяжении всей своей деятельности ЮНЕСКО придерживалась трех принципов в своей политике в области образования: ликвидации неграмотности, демократизации образования и образования для будущего. Одной из наиболее приоритетных областей деятельности для ЮНЕСКО была ликвидация неграмотности, которая сводилась к развитию и обновлению начального образования в сочетании с распространением грамотности среди взрослых с тем, чтобы увязать это с системой формального образования. Одновременно ЮНЕСКО стремилась развивать образовательные структуры в наиболее бедных районах, мобилизовав для этого все доступные ресурсы.
Второе направление стратегии ЮНЕСКО состояло в том, чтобы все мероприятия и программы в области образования осуществлялись на принципах равенства и справедливости. Главнейший из этих принципов — борьба с дискриминацией в сфере образования и содействие мерам, позволяющим социальным группам, находящимся в наиболее неблагоприятных условиях, осуществлять их право на образование.
Политика ЮНЕСКО в области образования осуществляется на принципах международно-правовых актов ООН. Кроме отмеченной выше Конвенции о борьбе с дискриминацией в области образования, к ним можно отнести региональные конвенции о признании документов об окончании средних учебных заведений, дипломов о высшем образовании и ученых степеней, рекомендации о статусе учителей, Декларацию о расе и расовых предрассудках. В этих документах сформулированы цели и задачи развития образования в мире. ЮНЕСКО считает, что функции образования состоят в развитии человеческого потенциала, в содействии передаче и совместному освоению знаний с тем, чтобы улучшить качество жизни в эпоху, когда ключевыми ресурсами являются интеллект, творческие возможности и способность к адаптации знаний в условиях развития.
С учетом того, что образование и обучение представляют собой единый процесс, ЮНЕСКО особое внимание уделяет тем, кто осуществляет обучение и защиту их прав. В 1966 г. Межправительственная конференция с участием МОТ приняла Рекомендации о положении учителей, в которых подчеркивалось, что учитель является главной фигурой в осуществлении прав человека в области образования и признавалась важная роль учителя в развитии человеческой личности. Рекомендации ориентировали государства-члены на необходимость создания национальной системы подготовки учительской профессии, занятости учителей, их прав и обязанностей, а также разработки условий и программ, способствующих эффективности обучения и воспитания.
В контексте реализации прав человека в сфере образования ЮНЕСКО значительное внимание уделяла профессионально-техническому образованию. Так, учитывая, что МОТ в послевоенный период приняла 3 Рекомендации о профессиональной подготовке (в 1949, 1956 и 1962 годах) и, стремясь к тесному сотрудничеству с МОТ, ЮНЕСКО утвердила в 1974 г. пересмотренную Рекомендацию о техническом и профессиональном образовании. Эта рекомендация выполняла важную роль в налаживании международного сотрудничества в сфере профессионально-технического образования и подготовила почву для принятия в ноябре 1989 г. Конвенции о техническом и профессиональном образовании, которая для стран, ратифицировавших ее, приобретает обязательную юридическую силу.
В этой Конвенции сказано, что «договаривающиеся Государства соглашаются вырабатывать политику, определять стратегию и осуществлять в соответствии со своими потребностями и ресурсами программы и учебные планы технического и профессионального образования, предназначенные для молодежи и взрослых, в рамках своих соответствующих систем образования с тем, чтобы содействовать приобретению ими знаний и «ноу-хау», необходимых для экономического и социального развития, а также индивидуального и культурного самовыражения личности в обществе»[8].
В Рекомендации подчеркивается, что в связи с научным и техническим развитием, которое характеризует нашу эпоху, техническое и профессиональное образование должно быть важнейшим аспектом процесса образования. В частности, оно должно: содействовать более широкой демократизации и достижению социального, культурного и экономического прогресса, развивая вместе с тем потенциальные возможности отдельных лиц для активного участия в установлении и осуществлении этих целей.
В 1993 г. был представлен Доклад о выполнении этих актов, содержащий Руководящие принципы и правовые положения, которые призваны содействовать реорганизации этого вида образования и его адаптации к современным условиям в контексте непрерывного образования.
Серьезным препятствием для развития общества являются неграмотность населения, рост численности неграмотных и, как следствие, усиление социальной дезинтеграции. Преодоление этого тормоза на пути прогресса должно осуществляться, в частности, и через образование. Свою миссию в образовании ЮНЕСКО осуществляет через участие в коммуникационных возможностях общества, главной из которых является распространение информации о взаимопонимании и толерантности, демократическом участии в осознании и защите прав человека.
В подходе к оценкам образования, его ценностям и процессам развития ЮНЕСКО выработала свои критерии, в основу которых были положены национальные интересы государств, ее членов. В отличие от нашего традиционного подхода, согласно которому образование рассматривается в основном как обучение в школе и в вузе, классификация, принятая ЮНЕСКО и действующая со времени создания Организации, носит расширительный характер и понимается как весь процесс формирования человеческой личности от рождения человека до конца его жизни. Основные цели такого образования были выражены в Докладе «Учиться быть», подготовленном Международной комиссией по развитию образования (Эдгар Фор) и опубликованном в 1972 г. Эти цели сводятся к тому, что образование может быть только всеобщим и непрерывным. «Мы должны отныне не прилежно добиваться овладения знаниями раз и навсегда, а учиться тому, как наращивать постоянно развивающийся объем знаний на протяжении всей жизни — учиться быть»[9].
Социальное развитие современного общества свидетельствует о том, что демократизация образования во всем мире все больше сближает разные народы; рушатся барьеры, препятствующие использованию в целях образования достижения человечества в науке и культуре. Этот процесс усиливается с развитием средств массовой информации и коммуникации. Хотя различия в формах участия населения разных стран в традиционной системе образования стираются, однако образование, так необходимое для сохранения культурных особенностей каждого народа и для взаимопонимания между народами, сталкивается с препятствиями экономической и социальной среды в осуществлении государственной политики в этой области.
В целях дальнейшего развития всех видов и ступеней образования в ЮНЕСКО была разработана Концепция образования, в которой абсолютный приоритет придается всеобщей ликвидации неграмотности, а также обновлению и расширению системы начального образования. В развитии этого типа образования важную роль сыграли результаты тех успехов, которые были достигнуты в ходе проведения Международного года грамотности (ММГ) и Всемирной конференции по образованию для всех, которая проходила в Джомтьене (Таиланд, 1990 г.) с участием делегаций 155 стран мира. Конференция выступила с исключительно важным предложением обеспечения базового образования для всех в 2000 году. Была также разработана Программа действий по выполнению решений этой конференции, разработанная вместе с Всемирным банком, ПРООН, ЮНИСЕФ и направленная на выполнение и развитие новаторских подходов в сфере базового образования, на распространение и содействие взаимному обучению. Многие страны пересмотрели свои национальные программы по образованию, положив в их основу решения этой конференции. Были выработаны новые стратегии, направленные на развитие базового образования, включающие знания, профессиональные навыки, представления и ценности, которые рассматриваются как основные условия выживания и факторы, определяющие качество жизни, а также способствующие развитию людских ресурсов[10].
В политике и деятельности ЮНЕСКО в области образования ЮНЕСКО стремится тесно увязывать повседневную работу с перспективами на будущее. Так, в 1992 г. была учреждена Международная комиссия по образованию для XXI века в составе 15 авторитетных ученых и специалистов в области образования из разных стран во главе с бывшим председателем Европейской комиссии Жаком Делором. Уже на первой сессии этой комиссии в марте 1993 г. и особенно в Докладе «Образование: сокрытое сокровище» (1995 г.) были особенно подчеркнуты четыре базовых принципа образования: учиться жить, учиться познавать, учиться делать и учиться сосуществовать. Необходимость реализации этих принципов продиктована тем, что в XXI веке для «устойчивого развития необходимо будет преодолевать противоречия между глобальным и локальным, всеобщим и индивидуальным, традиционным и современностью, перспективными и ближайшими задачами, конкуренцией и равенством возможностей, неограниченным расширением знаний и ограниченными возможностями человека усваивать их, противоречия между духовным и материальным»[11].
Кроме того, была разработана Программа «Образование для XXI века» исходит из положения, что человечество может войти в него, фундаментально переосмыслив роль образования во всем мире. В глобальной ситуации конце ХХ столетия в условиях, когда все большее число стран сталкивается с кризисами и непредвиденными трудностями, особенно в проблемах развития в их гуманистических и социальных аспектах, что нашло свое отражение прежде всего в проведенной Всемирной Встрече в интересах социального развития (1995 г.), а также других международных конференциях, ЮНЕСКО ставит своей задачей оказание помощи и поддержки государствам-членам в построении системы образования, способной удовлетворить потребности современного мирового развития.
В указанных документах была поставлена задача определить, как образование могло бы влиять на достижение более тесной гармонии между людьми, как оно влияет на взаимосвязи в человеческом общежитии. Речь идет о том, чтобы научиться жить вместе, развивая знания о других, их истории, традициях, образе мышления с тем, чтобы осознать растущую взаимосвязь между людьми, что приводит к совместному анализу рисков и вызовов, ожидающих человечество в будущем. Здесь выделятся два аспекта рассматриваемой проблемы: сам человек, его измерение и качество его жизни. Направляющими факторами в этой перспективе должны быть экономика и государство как единые формирования в их связи с образованием. Следует выделить также новые структуры в организации и распределении труда, демографические изменения в обществе и проблемы развития науки и техники, включая средства коммуникации.
В своей деятельности в области образования ЮНЕСКО ставит задачу логически обосновать все его ступени в системе развития общества, исходя из принципа непрерывности образования и его соответствия требованиям современности. Особую роль в этом контексте призвано играть высшее образование в современном обществе. Расширение и демократизация доступа к высшему образованию вписываются в перспективу непрерывности образования для всех, в практической реализации которого высшая школа призвана сыграть решающую роль. Сложившееся неравенство доступа к образованию в этом секторе становится особенно заметным, если рассматривать его по такому показателю, как численность студентов на 100 тыс. жителей. Он в 4 раза ниже в развивающихся странах по сравнению с промышленно развитыми[12]. И этот разрыв в получении высшего образования продолжает увеличиваться, а возможности государственного субсидирования сокращаются.
Вместе с тем мир становится свидетелем беспрецедентного по своим масштабам развития высшего образования и растущего осознания его жизненно важной роли в экономическом и социальном развитии. С точки зрения тех ожиданий, которые общество связывает с высшим образованием, прослеживается его решающее значение и ответственность за судьбу образования в целом. Не менее важным вопросом является участие высшей школы в поиске решений насущных проблем человечества, таких, как народонаселение, окружающая среда, мир и международное взаимопонимание, демократия и права человека.
Учитывая столь важную роль высшего образования в современном мире, ЮНЕСКО развернула в последнее десятилетие широкую дискуссию по его проблемам и по всем его параметрам. Чтобы придать стройность анализу и дискуссиям, ЮНЕСКО предложила разбить проблемы образования на четыре крупные темы: соответствие высшего образования требованиям современности; его качество; управление и его финансирование; пути сотрудничества в этой области, чтобы разработать «Повестку дня на XXI век» с последующим обсуждением на Всемирной конференции по высшему образованию.
Всемирная конференция по высшему образованию состоялась в октябре 1998 г. в Париже. Она прошла по теме: «Высшее образование в XXI веке: подходы и практические меры»[13].
В материалах Конференции подчеркивается основополагающая миссия высшего образования — служить человеку и обществу. Своими научно-исследовательскими и теоретическими работами, программами в области образования и профессиональной подготовки, своей деятельностью в области сотрудничества и партнерскими связями с различными секторами общества, «высшее образование признано решительно способствовать поиску и определению новых путей к лучшему будущему для общества и человека, направлять и формировать это будущее»[14].
Конференция подвела итоги усилиям многих стран и всего сообщества в этой сфере и признала, что высшее образование призвано решительно способствовать поиску и определению новых путей к лучшему будущему для общества и человека, направлять и формировать это будущее. Развитие потенциала «исследования будущего» и его прогнозирования заслуживает поэтому самого пристального внимания высшего образования. Конференция отметила также, что традиционная миссия сохранения, развития и распространения знаний путем научных исследований и интеллектуального творчества, обучения и распространения знаний в различной форме имеет основополагающее значение. Она касается точных и естественных наук, технических, гуманитарных и социальных наук и предусматривает учет потребностей общества и его экономического, социального и культурного развития.
Таким образом, мы видим четкую и последовательную политику ЮНЕСКО в области образования, которая направлена на ликвидацию неграмотности, на развитие базового образования как основы концепции непрерывного образования, образования для всех, профессионально-технического образования, с учетом современного уровня науки и техники, широкой диверсификации образования, особенно высшего, гуманитаризации и интернационализации образования.
В политике ЮНЕСКО большое место занимают вопросы соблюдения и защиты прав человека в области культуры. Участие человека в культурной жизни вытекает из процесса его жизнедеятельности и общественного развития, поскольку сама культура представлена в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самому себе. В понятие культуры включается также своеобразие исторических форм жизни людей, их самобытность, особенности национальных и этнических общностей, согласующих свои действия и поступки в традициях и нормах, как способа социального и культурного наследия. В этом смысле культура носит универсальный характер, поскольку она унаследует всеобщие, особенные и индивидуальные качественные характеристики социальной жизни и транслирует их из поколения в поколение.
Во Всеобщей декларации прав человека (ст. 27) провозглашено право свободно участвовать в культурной жизни общества, заниматься творческой деятельностью, участвовать в научном прогрессе и пользоваться его благами. При этом каждый человек имеет право на защиту его моральных и материальных интересов, являющихся результатом научных, литературных или художественных трудов, автором которых он является.
Вся деятельность ЮНЕСКО направлена на обеспечение этих прав в соответствии со своим Уставом, который предусматривает, наряду с невмешательством во внутренние дела государств, «неприкосновенность и плодотворное многообразие их культур» (п. 3, ст. 1). Согласно Всеобщей декларации прав человека, идеал свободной личности может быть осуществлен лишь тогда, когда будут созданы такие условия, при которых каждый может пользоваться как своими экономическими, социальными и культурными правами, так и своими гражданскими и политическими правами. Это утверждается в преамбуле Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах[15].
В развитие этих идей и положений ЮНЕСКО разработала и ввела в действие нормативные акты в сфере культурной деятельности. В 1966 г. Генеральная конференция ЮНЕСКО приняла Декларацию принципов международного культурного сотрудничества, в которой подчеркивается, что развитие собственной культуры — право и долг каждого народа и что это право является одной из целей международного культурного сотрудничества, которое сводится к обеспечению «каждому человеку доступа к знаниям и возможности наслаждаться искусством и литературой всех народов, участвовать в прогрессе науки во всех частях земного шара, пользоваться его благами и содействовать обогащению культурной жизни»[16].
Важнейшим документом ЮНЕСКО в области культуры, принятым ее Генеральной конференцией, является Конвенция об охране Всемирного культурного и природного наследия (1972 г.), в которой впервые в истории заявляется, что человечество владеет общим наследием и, следовательно, должно совместно обеспечить его сохранение. Основные параметры этой Конвенции и новаторское ее значение состоят в том, что она сводит воедино охрану культурного и природного наследия и обеспечивает постоянную юридическую, административную и финансовую основу для международного сотрудничества в этой области. Она также вводит особое понятие «всемирное наследие», значение которого выходит за рамки политических и административных границ.
Согласно Конвенции, под Всемирным культурным и природным наследием понимается дело рук человека или совместные творения человека и природы, а также зоны, включая археологические достопримечательные места, представляющие выдающуюся универсальную ценность с точки зрения истории, эстетики, этнологии и антропологии.
В соответствии с этой Конвенцией государства-члены выявляют, сохраняют и популяризируют для передачи будущим поколениям культурное и природное наследие, а также проводят общую политику, направленную на придание культурному наследию определенных функций в общественной жизни. При этом каждое государство обязуется не принимать каких-либо действий, которые могли бы причинять прямо или косвенно ущерб культурному и природному наследию[17].
Для реализации Конвенции при ЮНЕСКО был учрежден Комитет всемирного наследия и составлен Список объектов всемирного наследия, в который включено 690 уникальных памятников природы и культуры в 122 странах. Кроме того, определен красный список в количестве 30 из 690 объектов, находящихся под угрозой[18].
По состоянию на 2002 г. 164 государства присоединились к Конвенции ЮНЕСКО по сохранению культурного и природного наследия[19]. ЮНЕСКО проводит большую работу по оказанию содействия ряду государств для завершения идентификации всемирного наследия, обеспечения постоянного репрезентативного и авторитетного характера Списка всемирного наследия, содействия должной защите его объектов и управления ими, обеспечения более систематического мониторинга объектов всемирного наследия и расширения осведомленности общественности и поддержки с ее стороны.
ЮНЕСКО постоянно разрабатывает концептуальные подходы к культуре. Самое значительное место занимают формирование и разработка самой политики в области культуры. С этой целью были проведены конференции в Монако (1967 г.), в Венеции (1970 г.) и другие формы ЮНЕСКО. Значительное место в этой политике заняла Всемирная конференция по политике в области культуры в Мехико (1982 г.), в которой приняли участие 26 международных организаций системы ООН, 55 межправительственных организаций, 179 неправительственных организаций и 37 фондов[20].
В «Декларации Мехико по политике в области культуры» сказано, что «в самом широком смысле слова культура может рассматриваться как совокупность ярко выраженных черт, духовных и материальных, интеллектуальных и эмоциональных, характеризующих общество или социальную группу»[21].
В этой Декларации заметна эволюция понятия культуры — переход от традиционного понимания культуры как литературы и искусства к более широкому представлению, которое включает разнообразие образов жизни, системы ценностей, прав человека, патриархальных традиций и религиозного разнообразия. Такое понимание культуры и предопределило необходимость регулирования процессов культуры на международном уровне.
Центральным вопросом конференции было утверждение понятия «культурная самобытность», которое предусматривает защиту традиций, истории и моральных, духовных и этических ценностей прошлых поколений, но она тем не менее не означает приверженности традиционализму, ухода в прошлое и иммобилизма. На конференции отмечалось, что, высоко оценивая наследие прошлого, культура включает также в силу динамики всякой культурной и общественной жизни настоящее, современное творчество, конечные цели и ценности, вдохновляющие будущее. Эти ценностные ориентации культуры связаны с особенностями конкретной цивилизации, с тем, чтобы обеспечить настоящее, сохранить жизнь и национальный культурный характер народа. Право на культуру — это прежде всего право народа распоряжаться своей судьбой, право устанавливать свои политические системы. Было подчеркнуто, что законное требование самобытности не означает замыкание в себе, а предполагает установление отношений на основе взаимного обогащения путем диалога культур в рамках сотрудничества между свободными и равными партнерами.
Исключительно важное значение имеет решение 41-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в декабре 1986 г. о провозглашении Всемирного десятилетия развития культуры (1988-1997 гг.). Основными целями этого десятилетия были определены следующие: выделение культурного аспекта в общем процессе развития; утверждение и обогащение самобытности культуры; расширение участия народов всех стран в развитии культуры; укрепление международного культурного сотрудничества[22]. Это были те самые цели, которые провозглашались ЮНЕСКО в качестве основ культурной политики для всех стран, начиная с обсуждения их в 1967 г. в Монако и затем на всех последующих конференциях и встречах по вопросам культуры.
Программа по реализации Десятилетия развития культуры включала три области деятельности ЮНЕСКО в этой сфере: «Международное сотрудничество в области культуры», «Сохранение и обогащение культурной самобытности», «Культура в целях развития», «Сохранение и возрождение культурного наследия». В соответствии с этими направлениями в ЮНЕСКО были разработаны многочисленные и разнообразные проекты по широкому спектру тем.
С 1993 г. началась реализация программы Десятилетия. В 1994–1995 гг. начались осуществляться 250 проектов, которым была присвоена эмблема Десятилетия. Из них более ста получили финансовую поддержку ЮНЕСКО в размере 1,5 млн. долларов[23].
Основная цель Десятилетия — соединить культуру и развитие. Подлинное развитие основывается на использовании людских ресурсов и материальных возможностей каждого общества, однако задачи и цели развития следует определять, исходя из требований культуры. Эта потребность вызвана тем, что современный мир с его тяготением к глобализации порождает, с одной стороны, в массовых формах обмен идеями, интенсивное развитие торговли, расширение контактов между народами, а с другой — опасную унификацию культурных ценностей, усугубляет неравенство возможностей для достижения прогресса на международном уровне. Это в одинаковой степени касается как промышленно развитых стран, так и развивающихся, где вследствие увлечения чисто экономическими целями предается забвению собственная культура, из-за чего страдает ее творческое многообразие. Поэтому ЮНЕСКО и поставила задачу выработать управленческие механизмы взаимосвязи культуры и развития с тем, чтобы обеспечить условия для раскрытия творческой индивидуальности каждого, избежать стандартизации, способствовать созданию равных возможностей для самовыражения различных культур и их более плодотворных обменов. Этому должны служить четыре задачи Десятилетия: признание культурного аспекта развития, которое сводится к взаимосвязи экономики и национальной культуры; утверждение и обогащение культурной самобытности как развитие творческого потенциала и инициатив на индивидуальном и коллективном уровнях; расширение участия в культурной жизни с помощью мобилизации как личности, так и общества во имя обеспечения прав человека, доброй воли и духовного раскрепощения; развитие международного интеллектуального сотрудничества через взаимосвязь культуры разных народов для их обогащения и утверждения незыблемости человеческих истин[24].
Для реализации этих планов в соответствии с решениями ООН и ЮНЕСКО в 1992 г. была создана Всемирная комиссия по культуре и развитию, возглавляемая бывшим Генеральным секретарем ООН Пересом де Куэльяром. В 1995 г. Комиссия представила ЮНЕСКО доклад «Наше творческое разнообразие», в котором говорится о необходимости «поставить культуру во главу угла», содержатся рекомендации по руководству политикой в сфере культуры и развития. Как подчеркнул П. де Куэльяр, именно «культура дает ключ к устойчивому человеческому развитию на основе солидарности», ибо «развитие берет свое начало в человеческой культуре» и «в будущем модели развития должны быть сосредоточены на человеке и должны способствовать укреплению культурных ценностей, а не наносить им ущерб»[25]. В этой связи необходимо подчеркнуть самую тесную связь между культурой и образованием, поскольку развитие может наполниться культурой только в том случае, если оно сначала впитает в себя образование и если, в свою очередь, образование будет эффективно содействовать становлению личности в ее собственной культуре.
Главным в названном документе является анализ вопроса о соотношении культуры и развития, о том, что культура в современном обществе служит надежным средством достижения намеченных целей развития, механизмом содействия и обеспечения устойчивого роста. При этом подчеркивается несомненная важность и универсальная ценность экономического роста[26].
Культура и развитие, которые рассматриваются как взаимосвязанные и дополняющие друг друга культурные аспекты жизни человека, имеют более важное значение, чем экономический рост. Это положение следует понимать в том смысле, что товары и услуги представляют ценность лишь потому, что они расширяют возможности жить в соответствии с нашими интересами, потребностями и ценностями.
В докладе Комиссии особое внимание обращено на необходимость переосмысления политики в области культуры в плане содействия более широкому международному признанию культурных прав. Учитывая, что многие социальные группы и отдельные лица, подвергающиеся преследованиям в области культуры, не находят адекватных средств правовой защиты, Комиссия рекомендовала составить реестр всех культурных прав, которые не охраняются действующими международными актами, чтобы иметь возможность внести коррективы в действующие нормы международного права для защиты культурных прав человека.
Комиссия предложила также составить кодекс поведения в области культуры, который мог бы служить основой правового регулирования в культурных процессах[27]. Было рекомендовано стимулировать сравнительные исследования в отношении меняющихся форм участия в культурной жизни. Обращалось также внимание на необходимость содействия деятельности коренных народов по активизации их культурного развития, оказывать поддержку народной музыке на местном уровне, обеспечивать многосторонние режимы авторского права и смежных прав с тем, чтобы наиболее полно удовлетворять культурные потребности, более гармонично развивать связи между творческими работниками и гражданским обществом[28].
Доклад «Наше творческое разнообразие» в декабре 1996 г. был представлен Генеральной конференцией ЮНЕСКО и Генеральной Ассамблеей ООН. По итогам обсуждения доклада была принята конкретная программа мероприятий, получившая название «Международная повестка дня», в которой дается новое видение отношений между культурой и развитием. Был дан ряд рекомендаций, в которых, в частности, указывалось на необходимость публиковать независимый ежегодный доклад по культуре и развитию; готовить новые стратегии развития, в которых учитывались бы аспекты культуры; привлекать в международных масштабах добровольцев для работы в сфере культурного наследия; разработать Международный план, касающийся обеспечения равенства мужчин и женщин; обеспечить защиту культурных прав как одного из прав человека; содействовать развитию прав средств массовой информации и их саморегламентирования; обеспечить внедрение глобальной этики в сферу управления и организовать Встречу на высшем уровне по вопросам культуры и развития[29].
В этом контексте важную роль сыграла «Межправительственная конференция по политике в области культуры в интересах развития» (апрель 1998 г., Стокгольм), которая подтвердила основные принципы «Декларации Мехико» по политике в области культуры. Указанная Конференция приняла «План действий по политике в области культуры в интересах развития». В Плане с особой силой подчеркнуто, что «устойчивое развитие и расцвет культуры взаимозависимы», и одновременно подчеркнуты пять целей деятельности, рекомендуемые государствам-членам:
· превратить политику в области культуры в один из ключевых элементов стратегии развития;
· поощрять творчество и участие в культурной жизни;
· укреплять политику и практическую деятельность с целью сохранения и повышения роли материального и нематериального, движимого и недвижимого наследия и содействия развитию индустрии культуры;
· содействовать культурному и языковому разнообразию в рамках информационного общества и для его блага;
· выделять более значительные людские и финансовые ресурсы на развитие культуры[30].
Таким образом, в этом документе сделан следующий и очень важный шаг в понимании культуры как ключевого фактора устойчивого развития современного мирового сообщества.
Конференция отметила, что современные процессы глобализации могут привести к установлению более тесных связей между культурами и их взаимодействию в ходе развития и что признание культурного разнообразия способствует выявлению и укреплению существующих между сообществами связей. Но для этого необходимы признание культурной самобытности, терпимость в отношении культурных различий и, как следствие, диалог культур, который во всех этих процессах играет доминирующую роль.
Со дня своего создания ЮНЕСКО прилагает постоянные усилия для развития диалога между культурами как основополагающего элемента любой стратегии укрепления мира, содействуя прежде всего обменам между крупными регионами мира, в частности, между Востоком и Западом, оказывая тем самым помощь государствам, которые стремятся утвердить свою культурную самобытность. ЮНЕСКО в этом плане содействовала широкому осознанию того, что именуется в ее Уставе «сохранением своеобразия» культур и их взаимному обогащению. Именно международное сотрудничество, импульсом к развитию которого служит сама Организация, позволило выявить понятие общего наследия человечества, лучше узнать многочисленные культуры других народов и мобилизовать интеллектуальные сообщества для осуществления проектов, нацеленных одновременно на укрепление разнообразия и на взаимодействие культур.
Такие глубокие по своей сути всесторонние подходы ЮНЕСКО к культурным процессам в настоящее время требуют сохранения и укрепления диалога не только между крупными культурными регионами и различными народами, но и внутри самих обществ, которые переживают глубокие преобразования.
Интернационализация культурных обменов привела, наряду с унификацией норм и известных правил поведения, к пробуждению самосознания, этнического и национального: лингвистические и национальные сообщества энергично защищают символы своей самобытности. Хотя эти процессы могут привести к возникновению движения в сторону позитивной конвергенции культур, в результате чего появится ряд общих ценностей для многих культур, но на этом этапе ЮНЕСКО содействует диалогу культур и цивилизаций в духе его открытости с тем, чтобы люди находили общий язык независимо от культурной самобытности в интересах мира, прав человека и развития человеческого потенциала.
[1] ЮНЕСКО. Цели, структуры, деятельность. Хроника, факты, цифры. М., 2002.
[2] Пятьдесят лет ЮНЕСКО (1945-1946 гг.). Информационное досье. Париж, 1996. С. 3.
[3] ЮНЕСКО. М., 2002. С. 135.
[4] Цит. по: «Культура мира». М., 1997. С.11.
[5] Акты Генеральной конференции. Одиннадцатая сессия. ЮНЕСКО. Париж, 1960. С. 70 (Резолюция 8).
[6] Международное сотрудничество. 1997. № 3. С. 6.
[7] Международные акты о правах человека. Сборник документов. М., 1998. С. 159-164.
[8] ЮНЕСКО. Пересмотренная рекомендация о техническом и профессиональном образовании, принятая ГК на XVIII сессии. Париж, 19 ноября 1974. С. 5–6.
[9] ЮНЕСКО. Деятельность в области образования во всем мире. Париж, 1995. С. 7.
[10] См.: ЮНЕСКО. Деятельность в области образования во всем мире. С. 11; ЮНЕСКО сегодня. С. 5.
[11] См.: Жак Делор. Образование: сокрытое сокровище. ЮНЕСКО. Париж, 1996.
[12] См.: Реформы и развитие высшего образования. Программный документ. ЮНЕСКО. Париж, 1995. С. 19.
[13] Высшее образование в XXI веке. Подходы и практические меры. Париж, 1998. С. 7.
[15] Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах// Международные акты о правах человека. С. 45–53.
[17] Международные нормативные акты ЮНЕСКО. М., 1993. С. 293.
[18] ЮНЕСКО. Цели, структуры, деятельность. Хроника, факты, цифры. М., 2002. С. 99.
[20] Всемирная конференция по политике в области культуры. ЮНЕСКО. Париж, 1982. С. 5; Культурная политика и художественная жизнь. М., 1996. С. 32-35.
[21] Цит. по: Наследие и современность. Инф. сб., вып. № 7.С. 132.
[22] Культурная политика и художественная жизнь. С. 35.
[23] Доклад Генерального директора 1994–1995. ЮНЕСКО. Париж, 1996. С. 89.
[24] Курьер ЮНЕСКО, декабрь, 1988. С. 6.
[25] Доклад Всемирной комиссии по культуре и развитию: «Наше творческое разнообразие». ЮНЕСКО. Париж, 1996. С. 4.
[29] Доклад Генерального директора 1994–1995. ЮНЕСКО. С. 55.
[30] План действий по политике в области культуры и интересах развития. Стокгольм, 1998. С. 5–10. Мошняга В. П. – доктор исторических наук, профессор, профессор кафедры социологии и социальной работы.
|
|
Вышел в свет
№4 журнала за 2021 г.
|
|
|