Главная / Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение» / 2008 / №2 – Педагогика. Психология
Косинова О. А. Становление системы образования российского зарубежья в Северной Маньчжурии
УДК 37
Аннотация: В конце XIX века в Северной Маньчжурии были созданы первые учебные заведения — начальные школы. Их возникновение было связано с образовательными потребностями строителей КВЖД. В начале ХХ века сформировались образовательные уровни: общего среднего образования, профессионального образования, дошкольного воспитания. Были созданы органы управления образованием. К 1920-м годам в Северной Маньчжурии была создана система образования российского Зарубежья.
Ключевые слова: российское Зарубежье в Северной Маньчжурии, система образования, образовательное учреждение, органы управления образованием.
В отличие от других центров проживания россиян в Китае, в Северной Маньчжурии сложилась система образования. Харбин был крупным образовательным центром. Потребности строителей КВЖД стимулировали создание учебных заведений. Уже в конце XIX века возникли учебные заведения на основе различных организационно-правовых форм: учебные заведения дороги, муниципальные, частные.
Первоочередной задачей было создание образовательных и воспитательных учреждений для российских детей. Динамика развития сферы образования была обусловлена действием тенденций к установлению единства российских школ в Северной Маньчжурии с системой образования Российской империи и учета региональной специфики. В этой связи в области содержания среднего образования стояла задачи его обогащения краеведческим компонентом. В области организации школьного дела требовалось создание материальной и кадровой базы школ, обеспечения для выпускников возможности продолжения образования.
Процесс создания образовательных учреждений начался с организации начального обучения (начальные училища). Постепенно стали возникать высшие начальные училища и учреждения среднего образования (гимназии, реальные и коммерческие училища). К началу ХХ века в крае были представлены все ступени школьного обучения.
Образовательная деятельность российских педагогов в крае была достаточно разнообразна как по формам организации, так и по содержанию. Образцовым учебным заведением были мужское и женское коммерческие училища, основанные в 1906 году. Директором училищ был Н. В. Борзов.
Обучение проводилось по учебным планам реальных училищ. В седьмом классе давалась профильная подготовка, по окончании которого выпускник получал право поступать в вуз. Вместе с приготовительным классом срок обучения составлял восемь лет.
В училищах изучались: английского, немецкого (после 1914 года немецкий стал необязательным), китайский язык; предметы краеведческой направленности (география Востока). В учебный план мужского училища, нацеленного на подготовку кадров для КВЖД, входили специальные предметы: товароведение, коммерческая корреспонденция, статистика, бухгалтерии и др. В женском коммерческом училище в выпускном классе была введена педагогическая специализация; изучались: педагогика, методика русского языка, методика арифметики и др. Для дополнительного образования детей по инициативе Н. В. Борзова при коммерческих училищах была открыта первая музыкальная школа.
С 1906 года началась деятельность по организации внеурочной и внешкольной воспитательной работы с детьми и молодежью. Н. В. Борзов был убежденным сторонником развития скаутского движения в крае. На базе коммерческих училищ был организован первый скаутский отряд. Дружина скаутов действовала также при польской гимназии имени Г. Сенкевича. Воспитательная работа в этой гимназии, а также в Первом смешанном реальном училище отличались хорошо поставленной кружковой деятельностью: литературно-художественной, естественнонаучной, исторической и др. Воспитательная работа строилась на сочетании познавательного, эстетического и физического направлений работы.
Первым частным образовательным учреждением стала женская гимназия М. С. Генерозовой, открывшаяся в Харбине 15 августа 1903 года в составе шести преподавателей и тридцати восьми учениц. (Б.а., 1936: 56–57) В гимназии было семь основных и три приготовительных класса. В 1906 году открылась гимназия М. А. Оксаковской в составе: семи основных, трех приготовительных классов и 8 специального (педагогического) класса. В этом же году была основана гимназия имени генерала-лейтенанта Д. Л. Хорвата, с 1909 году стала действовать гимназия В. Л. Андерса. Первое русское реальное училище (в будущем — Смешанное реальное училище) возникло в 1916 году. Частные гимназии восполняли недостаток средних учебных заведений в регионе.
С 1912 года в Харбине появились дошкольные воспитательные учреждения — «детские маяки». Первый детский сад — «детский маяк» Е. Н. и С. С. Соколовых — появился в Харбине в 1912 году и имел поначалу 7 воспитанников, потом — 30, а в 1916 году — 60 человек. За образцовую постановку воспитательной работы в 1913 году он вместе с мужским и женским коммерческими училищами получил на Хабаровской юбилейной выставке золотую медаль. В 1916 году благодаря Правлению КВЖД «детский маяк» получил новое здание. Постепенно количество воспитанников увеличилось до 100. (Мелихов, 2003: 11–12) Таким образом были заложены основы дошкольного воспитания в Северной Маньчжурии.
В Харбине сразу возникли образовательные учреждения различных образовательных уровней: дошкольные, общего среднего образования, среднего профессионального образования, дополнительного образования. Школы ориентировались на учебные планы, утвержденные Министерством народного просвещения.
По организационно-правовой форме учебные заведения можно разделить на: железнодорожные, муниципальные, частные. Учредителями частных учебных заведений были либо общественные организации (национальные общины, церковь), либо отдельные лица. На основе принципа плюрализма организационно-правовых форм была создана нормативно-правовая основа и механизм привлечения различных субъектов к организации образовательных и воспитательных учреждений. Практика попечительских советов и родительских комитетов создавала возможности для участия общественности в деле управления образованием. Данный порядок был продолжением традиции учредительства и попечительства, сложившейся в Российской империи.
По образовательным уровням в регионе были представлены: начальные школы (низшие училища) — наиболее многочисленный вид средних учебных заведений, — как одноклассные с трехгодичным курсом, так и двуклассные с пятигодичным курсом; высшие начальные училища со сроком обучения четыре года. Для получения полного среднего образования имелись гимназии и реальные училища. При значительном количестве средних учебных заведений всех типов был приготовительный класс с одним или двумя годами обучения. Коммерческие училища, кроме общеобразовательной, давали начальную профессиональную подготовку.
О. И. Еропкина отметает: к 1917 году в Северной Маньчжурии в ведении дороги насчитывалось 22 железнодорожных училища, из них 10 одноклассных с трехгодичным сроком обучения и 12 двухклассных с пятигодичным сроком обучения, 3036 учениками и 75 учителями. Кроме того, 50 начальных школ, в основном, двухклассных, мужские и женские коммерческие училища. (Еропкина, 2002: 41–42)
Ввиду роста городского населения возникла необходимость организации образовательных учреждений для детей горожан, не служащих на КВЖД. Первыми образовательными учреждениями города были начальные училища. На 1908 год действовало пять начальных училищ, которые имели четырехлетний курс. С осени 1916 года открылось первое высшее начальное училище — в составе четырех параллельных отделений, с трехгодичным курсом. Одно время существовало также 6-е начальное училище, однако, вскоре оно было закрыто, отделения — распределены по другим училищам города. (Харбинский архив. Фонд «Русские материалы». Д. 73. Л. 82)
Право учебных заведений по дополнению учебных планов и написанию своих учебных программ формировало традицию разработки вариативного компонента содержания образования, притом, не только на уровне общего среднего образования, но и на других образовательных уровнях: начального профессионального, дополнительного образования детей и взрослых, дошкольного воспитания. В содержании среднего образования вариативность была, прежде всего, представлена краеведением Северной Маньчжурии и предметами ориентальной направленности (китайский язык, история, география и экономика Дальнего Востока).
В 1906 году Министерством народного просвещения было признано право региона на организацию своих, местных структур управления образованием. Для управления железнодорожными школами при Правлении КВЖД в 1906 году был создан учебный отдел (председатель Н. В. Борзов). По сути, в полосе отчуждения КВЖД был образован отдельный учебный округ с центром в Харбине. Полномочия, присущие обычно местным департаментам народного просвещения, были в данном случае переданы учебному отделу Правления КВЖД. Таким образом, с начала ХХ века возникли органы управления образованием: Учебный отдел Правления КВЖД ведал железнодорожными школами, Харбинское общественное управление — городскими.
Вместе с тем, в сфере российского образования в Северной Маньчжурии на данном этапе проявились определенные особенности. В частности, на формирование органов управления образованием непосредственное влияние оказала деятельность КВЖД — крупного предприятия, имеющего хорошую материальную базу. Специфика заключалась в том, что развитие образования в крае российское правительство связывало именно с железнодорожными школами, нацеленными на обеспечение дороги профессиональными кадрами. С этой целью в 1906 году был образован учебный отдел Правления КВЖД. Он добился создания по линии дороги отдельного учебного округа с соответствующими полномочиями.
Городские школы имели собственные органы управления и в 1910 году получили право организации учебного отдела при Харбинском общественном управлении. Таким образом, сложилась оригинальная система управления образованием, где железнодорожные школы были в ведении учебного отдела Правления КВЖД, муниципальные — в ведении учебного отдела Харбинского общественного управления, поселковые — в ведении земельного отдела Правления КВЖД, частные школы — либо в ведении Правления КВЖД, либо в подчинении Управления учебного округа в Хабаровске и Приамурскому генерал-губернатору. Развитие образовательных учреждений зависело от принципов управления ими, которые несколько различались. Например, в деятельности учебного отдела Харбинского общественного управления была сильна идея общественного характера управления образованием.
В процессе формирования органов управления образованием были определены: принципы управления, порядок создания, реорганизации и ликвидации образовательных учреждений, механизм взаимодействия со школами и другие организационные моменты. Необходимо отметить, что, независимо от учебного отдела, Правление КВЖД помогало дошкольным воспитательным учреждениям, летним детским площадкам, профессиональным курсам в решении материальных и административно-хозяйственных вопросов. Благодаря этому администрацией дороги был накоплен опыт решения различных вопросов образовательной деятельности.
Учебные заведения дороги развивались на основе хорошей материальной базы. При всех учебных заведениях были библиотеки — для педагогов и учащихся. В 1906 году при учебном отделе КВЖД специально для методической подготовки педагогов была создана также Центральная справочно-учительская библиотека. Пополнение библиотеки осуществлялось по спискам, предлагавшимися ежегодно специальными учительскими комиссиями. (Кузнецова, 1998: 240–241)
Дальнейшие инициативы учебного отдела показали стремление установить тесное взаимодействие с учительским сообществом. Это способствовала введенная Н. В. Борзовым практика отчетов школ. Первый отчет охватывал период с 1898 по 1908 годы. Коммерческие училища издавали отдельные отчеты. Учебный отдел Правления КВЖД был инициатором ежегодных летних учительских съездов. Начавшие свою работу в 1907 году, учительские съезды были площадкой для обсуждения общепедагогических и методических проблем российского образования в Северной Маньчжурии. По предложению учителей в учебные планы был включен новый предмет — краеведение Маньчжурии.
В результате совместной работы учебного отдела и делегатов съезда к сентябрю 1917 года были подготовлены «Новые временные программы школ Китайской Восточной и Уссурийской железной дорог», учитывавшие актуальные педагогические идеи своего времени. В частности, в учебную программу начальных школ был включен ручной труд, подразумевавший: занятия гимнастикой, игры на свежем воздухе, работы в саду и во дворе. Учебные программы для средних школ были составлены с учетом программ, разработанных под руководством П. Н. Игнатьева. Б.а., 1917)
Учебным отделом Правления КВЖД был заложен принцип совместной деятельности образовательных учреждений и органов управления ими по решению актуальных педагогических проблем. Привлечению педагогической общественности к профессиональному диалогу способствовало учреждение Маньчжурского педагогического общества на съезде в 1910 году и выпуск журнала «Просветительное дело в Азиатской России». Площадка съездов, заседания Общества и журнал способствовали развитию научной и культурно-просветительской деятельности. Это обогатило педагогическую деятельность российских педагогов в Северной Маньчжурии новыми направлениями работы. Формированием направлений педагогической деятельности была расширена ее институциональная база.
На первом этапе развития педагогических традиций российского Зарубежья в Китае стали появляться учреждения профессионального образования. Первым таким учебным заведением была «Школа местных языков Штаба Заамурского округа Пограничной Стражи», открывшаяся в 1906 году для подготовки военных переводчиков.
Зубоврачебная школа начала работу в Харбине с 1911 года. Ее основателем был зубной врач Е. Х. Фон-Арнольд. В 1921 г. школа перешла к П. М. Карвовскому. Обучение составляло два с половиной года. За пятнадцать лет работы школа выпустила около 300 специалистов. (ГА РФ. Ф.5837. Оп.2. Д. 348. Л. 3)
Несмотря на исключительно практический характер педагогических задач, решению которых были подчинены названные учебные заведения, они положили начало учреждениям профессиональной подготовки в крае.
С 1911 года заработал также народный университет, организующий просветительские лекции для взрослых. Общество маньчжурских университетов организовывало лекции, вечерние образовательные курсы для взрослых. Таким образом, на первом этапе были основаны первые профессиональные учебные заведения, отмечалась важность учреждения в регионе российского вуза.
Необходимость в высшем образовании ощущалась в крае давно. Рядом с Маньчжурией был Восточный институт во Владивостоке, однако, он не удовлетворял потребности КВЖД в кадрах с высшим образованием. Об этом говорит статья, опубликованная в журнале «Железнодорожная жизнь на Дальнем Востоке» в 1909 году. Отмечая быстрое экономическое развитие региона, автор замечал, что существует определенная диспропорция между динамикой хозяйственного и культурно-образовательного развития. Эту диспропорцию необходимо ликвидировать в интересах дальнейшего развития края: «Дальний Восток беден учебными заведениями… Нужно возможно шире раскинуть сети культурных и просветительских учреждений». Научного потенциала двух ближайших к Северной Маньчжурии вузов — Восточного института во Владивостоке и Томского университета, — недостаточно. (Харбинский архив. Харбинский фонд. № 269. ЛЛ. 161–162)
К 1917 году в российской системе образования в Северной Маньчжурии были представлены: дошкольное воспитание, общее среднее образование, в том числе, с начальной профессиональной подготовкой, начальное профессиональное образование, курсы повышения квалификации педагогов, учреждения дополнительного образования детей и взрослых.
В годы, предшествующие эмиграции, были заложены основы системы образования. Это позволило Харбину в годы эмиграции стать одним из крупных культурно-образовательных центров российского Зарубежья.
С началом эмиграции в 1919–1920 гг. увеличилось количество учебных заведений и изменились качественные характеристики образовательной сферы, в результате чего она приобрела системность. В 1920–30-е гг. укрепилось положение возникших ранее учебных заведений, были также созданы новые.
Стремление к созданию всех образовательных уровней выражала идея учреждения в Харбине российского высшего учебного заведения. Еще до 1906 года представителями Министерства народного просвещения, инспектировавшими учебные заведения Северной Маньчжурии, вносилась идея организации вуза с одновременным функционированием российского и китайского отделений. Однако, она не была реализована. Позже, учебный отдел Правления КВЖД вернулся к идее организации вуза, точнее, факультета Дальневосточного университета во Владивостоке. В силу объективных обстоятельств она была реализована на следующем этапе.
Первой инициативой российского Зарубежья в Китае в направлении создания вуза можно считать возвращение к идее создания юридического факультета и возобновление в связи с этим с 27 мая 1918 года деятельности Комитета по учреждению высшего учебного заведения в городе Харбине. Комитетом были отправлены делегации в Томск для ведения переговоров с профессурой университета и технологического института на предмет организации в Харбине вуза. (Стародубцев, 2000: 141)
Несмотря на неуспех переговоров, первый вуз в Харбине был открыт. Датой основания Факультета считают 1 марта 1920 года, когда открылись Высшие экономико-юридические курсы в составе 98 слушателей первого курса (75 студентов и 23 вольнослушателя). 1 июля 1922 года Курсы были преобразованы в Юридический факультет.
Эмиграция значительно повысила культурный уровень города. Г. В. Мелихов отмечает в своих работах: «Подобная система образования, в том числе высшего, не имеет аналога ни в одной другой стране российского рассеяния. Такие высшие учебные заведения международного уровня, как Юридический факультет в городе Харбине (1920–1938 гг.), Харбинский политехнический институт (1920 — по настоящее время), Северо-Маньчжурский университет (1938–1945 гг.), подготовили тысячи высококвалифицированных специалистов, работающих до сих пор во всех странах». (Мелихов, 1993: 34) В результате в Харбине возникла уникальная область деятельности высшей школы российского Зарубежья.
В итоге оформились образовательные уровни; проводилась целенаправленная работа по формированию единого содержания образования; целенаправленность и организованность приобретала воспитательная работа. Созданная в Северной Маньчжурии система образования позволила сохранить и укрепить российскую культуру в условиях эмиграции, распространить ее на другие центры проживания россиян в Китае.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
ГА РФ. Ф. 5837. Оп. 2. Д. 348. Л. 3.
Еропкина О. И. Русская школа в Маньчжурии первой трети ХХ в.: тенденции развития и проблемы : Дис. … канд. пед. наук. М., 2002.
Кузнецова Т. В. Русские библиотеки Харбина // Дальний Восток России — Северо-восток Китая: исторический опыт взаимодействия и перспективы сотрудничества : Материалы международной научно-практической конференции, посвященной 60-летию Хабаровского края, 100-летию со дня строительства КВЖД и города Харбина. Хабаровск, 1998. С. 240–241.
Мелихов Г. В. Белый Харбин: Середина 20-х. М. : Русский путь, 2003.
Мелихов Г. В. Международная роль культуры «восточной ветви» русского зарубежья (К постановке проблемы) // Роль русского зарубежья в сохранении и развитии отечественной культуры : Материалы научной конференции, Москва, 13–15 апреля 1993 г. Тезисы докладов. М.: Издательство Института российской истории, 1993.
Новые временные программы школ Китайской Восточной и Уссурийской железных дорог. Сборник приказов КВЖД. Харбин, 1917.
Первая частная гимназия в Харбине // Харбинская старина. Харбин, 1936.
Стародубцев Г. С. Русское юридическое образование в Харбине (1919–1937) // Проблемы Дальнего Востока. 2000. № 6. С. 140–151.
Харбинский архив. Фонд «Русские материалы». Д. 73. Л. 82
Харбинский архив. Фонд «Харбинский». № 269. ЛЛ. 161–162.
Косинова Оксана Анатольевна — кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии высшей школы Московского гуманитарного университета. Тел.: 374-74-59.
E-mail:
kosinova1967@rambler.ru
|