Журнал индексируется:

Российский индекс научного цитирования

Ulrich’s Periodicals Directory

CrossRef

СiteFactor

Научная электронная библиотека «Киберленинка»

Портал
(электронная версия)
индексируется:

Российский индекс научного цитирования

Информация о журнале:

Знание. Понимание. Умение - статья из Википедии

Система Orphus


Инновационные образовательные технологии в России и за рубежом


Московский гуманитарный университет



Электронный журнал "Новые исследования Тувы"



Научно-исследовательская база данных "Российские модели архаизации и неотрадиционализма"




Знание. Понимание. Умение
Главная / Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение» / 2008 / №1 - Философия. Политология

Шитов С. С. Революции телевидения в современной России

УДК 32

Аннотация: Выделяются три основных направления в развитии системы отечественного телевещания (революции): организационное, информационное и содержательное. По мнению автора, каждому из этих направлений развития телевидения необходимо уделить специальное внимание в ходе научного изучения российских СМИ.

Ключевые слова: телевидение, СМИ.


С переломного момента в информационной политике России прошло почти два десятилетия. Значительные перемены, как в стране, так и на телевидении начались после 1985 г. Новое руководство СССР во главе с М. С. Горбачевым использовало СМИ для поиска путей выхода из застоя, для того, чтобы сломить бюрократическое сопротивление реформам, для пропаганды нового политического мышления. Наиболее эффективным инструментом для этого было телевидение. Его возможности во многом превосходили печатные СМИ. Телевизионное изображение способно в кратчайшие сроки достигнуть самых отдаленных районов, проникнуть в любую социальную сферу. Благодаря этому в восприятии обществом информационного продукта произошли кардинальные перемены. Взятый горбачевским руководством курс на гласность означал постепенное снятие традиционного контроля над словом, переход от монолога и назидательности к дискуссии. Конец 1980-х годов в политике страны ознаменовался отказом от образа врага, выбором приоритета общечеловеческих ценностей и свободой выбора, а ТВ постепенно переставало бояться инакомыслия и приучало себя к плюрализму мнений.

Его популяризации в период экономического кризиса способствовал почти бесплатный доступ к телевизионной информации: платить нужно было только за электричество. После развала розничной сети распространения прессы «традиционно читающая нация» была вынуждена переключить внимание на телевизионные экраны.

Проведенные в 1993 г. социологические опросы показали, что в этот период только 13% россиян доверяли газетам, а вот у 36% опрошенных из всех СМИ наибольшее доверие вызывало телевидение[1].

Заняв позицию лидера среди СМИ, телевидение является главным источником новостей для 40% населения (особенно в регионах), и лишь 19% опрошенных считают важнейшим источником информации газеты. Система подачи телесигнала к началу 1990-х годов была хорошо налажена. Об этом позаботилась еще коммунистическая партия, которая использовала ТВ для распространения программ идеологической направленности.

О динамичном развитии отечественного телевещания специалисты и зрители говорят несколько последних лет, но до сих пор так никто и не проанализировал основные этапы произошедших реформ на ТВ в едином контексте. Среди имеющихся научных трудов львиная доля исследований посвящена влиянию российского телевидения на формирование демократичного общества, но эти работы не раскрывают полной картины глобального изменения отечественного телевидения с начала перестройки до современности. Эта проблема и явилась одной из главных причин для выбора темы диплома. Она актуальна и, в некоторой степени, эксклюзивна, а значит, может быть интересной не только автору.

Каким образом происходил переход от Гостелерадио к эпохе негосударственного, но и несвободного телевидения? Что стало главным в телевизионной революции — индивидуально выбираемая информационная политика, изменение структуры управления телевизионной отрасли на фоне технического прогресса или программное содержание? А так же, как телевидение влияло на создание, а затем и регулирование, демократического общества? Обсуждая телевизионные реформы, невозможно не затронуть и изменения в области всех видов СМИ. Анализ невозможен также без обращения к основным историческим событиям советского ТВ. Ведь увеличению числа каналов, а также полной реконструкции системы управления телевещанием предшествовала масса социально-политических преобразований.

До середины 1980-х годов СМИ в СССР были равны между собой. Они были полностью подцензурными и финансировались из государственной казны. Старый медиапорядок предполагал одни правила игры для и для печати, и для аудиовизуальных СМИ — идеологическую пропаганду. Будь то пресса, радио или телевидение. Ситуация стала меняться благодаря первому президенту Советского Союза М. С. Горбачеву. С появлением гласности у журналистов появилась возможность открыто выражать свои мысли.

Распространению гласности способствовали и экономические реформы. Два этих аспекта сыграли важную роль в отклике телевизионного предложения на зрительский спрос. Между каналами появилась конкуренция. Постепенно возникло понятие «рейтинг»[2]. Рейтинг не только дал возможность определять популярность той или иной программы, но и оказывал непосредственное влияние на ценоообразование той или иной рекламы, размещенной в телевизионном эфире. Показывая долю симпатии телезрителя к программе, именно рейтинг может определить ее долговечность, поскольку рекламодатель, за счет которого программа существует, стремится показать свой товар как можно большей аудитории.

В рамках нового демократического государства телевидение превратилось в гигантскую индустрию. Находящееся на пике популярности, самое массовое средство информации и развлечения, телевидение сегодня одна из самых затратных, и одновременно самых прибыльных видов деятельности. Благодаря суровым законам рыночной экономики оно научилось зарабатывать, что привело к независимости в управлении структуры.

На мой взгляд, в развитии системы отечественного телевещания необходимо выделить три основных направления, условно назвав их революциями.

Первая — организационная революция. Сюда вошло появление новой структуры управления телевидением. На смену существовавшему в Советском Союзе государственному контролю над всеми СМИ пришел медиарынок. С его появлением стало возможным сегментировать средства массовой информации на аудиовизуальные (радио, телевидение, Интернет) и печатные (газеты, журналы). Благодаря этой сегментации появилась возможность более тщательного подхода к развитию конкретных СМИ в условиях рыночной экономики и демократии. Стремительное увеличение числа отечественных телевещателей незамедлительно привело к росту конкуренции между государственными и негосударственными телекомпаниями.

Вторая революция — информационная. В первую очередь, в ней нужно отметить отмену главного государственного органа цензуры — Главлита. С тех пор роль контролеров за информационным потоком стали выполнять непосредственные хозяева СМИ. Ведь крупные медиахолдинги создавались отдельными предпринимателями — олигархами, а также промышленными корпорациями или союзами. Это приносило владельцам большую прибыль и позволяло им высказывать широкой аудитории свою точку зрения на политические события в стране.

Перестройка в СССР неожиданно совпала с мировым изменением в отношении к понятию «новость». Главные темы информационных программ были посвящены человеческой жизни. Политика и социальная сфера стали отходить на второй план. Угроза мирового террора вынуждала цивилизованное сообщество задуматься о безопасности жизни наций. Эти тенденции мгновенно захватили информационное сообщество России. «Вести с полей» больше не будоражили сознание бывших советских граждан. По прежнему мало эфирного времени уделялось в телевизионных выпусках новостей событиям культуры.

И, наконец, третья революция — содержательная. С начала 1990-х годов на российском телевидении появились новые жанры. Реалити-шоу в «застеколье», актуальные интервью с «героями дня» и интеллектуально-денежные игровые «поля чудес» ни чем не отличались от западных аналогов, но значительно разнообразили наше ТВ. Отечественное телевидение выстраивалось по западным аналогам, впитывая в себя все тенденции мирового телевизионного рынка. Это привело к созданию новых форматов — тематического ТВ: музыкальное (Муз-ТВ), развлекательное (СТС), познавательное (Rambler TV) и бизнес (РБК ТВ)

Вот три приоритетных направления развития современного отечественного телевидения, каждой из которых необходимо уделить специальное внимание в ходе научного изучения российских СМИ.



ПРИМЕЧАНИЯ

[1] См.: Общественное мнение России по социально-политическим проблемам / под ред. А. В. Милехина, Н. И. Попова). М., 2000. С. 23, 641, 645, 649.

[2] Рейтинг — количество зрителей, смотрящих или слушающих определенную программу, отнесенное к общей численности аудитории, которая имеет техническую возможность смотреть телевизор или слушать радио. Цит. по: Вартанова Е. Медиаэкономика зарубежных стран : учебное пособие. М.: Аспект Пресс, 2003. С. 331.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Вартанова Е. Медиаэкономика зарубежных стран : учебное пособие. М.: Аспект Пресс, 2003.

Общественное мнение России по социально-политическим проблемам / под ред. А. В. Милехина, Н. И. Попова. М., 2000.


Шитов Сергей Сергеевич — аспирант кафедры социологии МосГУ, продюсер телеканала «Культура».



в начало документа
  Забыли свой пароль?
  Регистрация





  "Знание. Понимание. Умение" № 4 2021
Вышел  в свет
№4 журнала за 2021 г.



Каким станет высшее образование в конце XXI века?
 глобальным и единым для всего мира
 локальным с возрождением традиций национальных образовательных моделей
 каким-то еще
 необходимость в нем отпадет вообще
проголосовать
Московский гуманитарный университет © Редакция Информационного гуманитарного портала «Знание. Понимание. Умение»
Портал зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере
СМИ и охраны культурного наследия. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-25026 от 14 июля 2006 г.

Портал зарегистрирован НТЦ «Информрегистр» в Государственном регистре как база данных за № 0220812773.

При использовании материалов индексируемая гиперссылка на портал обязательна.

Яндекс цитирования  Rambler's Top100


Разработка web-сайта: «Интернет Фабрика»