Журнал индексируется:

Российский индекс научного цитирования

Ulrich’s Periodicals Directory

CrossRef

СiteFactor

Научная электронная библиотека «Киберленинка»

Портал
(электронная версия)
индексируется:

Российский индекс научного цитирования

Информация о журнале:

Знание. Понимание. Умение - статья из Википедии

Система Orphus


Инновационные образовательные технологии в России и за рубежом


Московский гуманитарный университет



Электронный журнал "Новые исследования Тувы"



Научно-исследовательская база данных "Российские модели архаизации и неотрадиционализма"




Знание. Понимание. Умение
Главная / Аспирантура и докторантура / Как поступить в аспирантуру, докторантуру

В чем выражается требование четкости изложения текста диссер-тации?

Прежде всего, диссертация не приемлет «пустот», т. е. отсутствия существенной смысловой нагрузки. Текст диссертации должен давать ответ на вопросы: почему, зачем, для чего, как именно, когда именно, кто именно? Если нет ответов на вопросы, если текст лишен смысла, пишется без того, чтобы непременно что-то доказать, открыть, то нет и науки, нет настоящего научного произведения. Задача состоит не в том, чтобы нагонять страницы, производить впечатление «пухлостью» рукописи, и не в простом описании, а в том, чтобы доказать, обосновать, причем максимально убедительно.

Конечно, и в данном случае все должно быть в норме, нужны и факты, причем много фактов. Как говорил В. И. Ленин, исследователь должен взять всю сумму фактов. Не следует фактологии давать политическую окраску.

Автор должен ответственно относиться к употреблению научных терминов. Возьмем, к примеру, термин «закономерность». В одной докторской диссертации, защищенной в советские времена, утверждалось, что закономерностью развития молодежного движения в странах Западной Европы является то, что молодежные организации встанут под знамена коммунистических партий. Конечно, это был домысел автора, опровергнутый дальнейшей историей. Любопытно, что на защите диссертации член совета, не соглашаясь с выводом автора, попросил его дать определение самого понятия «закономерность», и «без пяти минут» доктор наук не смог этого сделать достойно.

В диссертации как научном труде, естественно, могут выводиться закономерности. Но к понятию «закономерность» наука обязывает подходить исключительно осторожно и ответственно.

Убедительно должно обосновываться положение о «связи темы исследования с современностью». Многим диссертантам это, к сожалению, не удается.

Особый интерес представляют диссертации, в которых ведется научная полемика, причем не только в историографической части введения, но и во всех главах диссертации. Вестись она должна, разумеется, с соблюдением определенных рамок.

Диссертация требует правильных, четких формулировок.

Используя различные термины, понятия, необходимо обращаться к справочным, особенно энциклопедическим изданиям. Также, безусловно, автор должен употреблять их, исходя из принятых значений и определений на протяжении всей работы. Назовем некоторые термины и понятия, требующие внимания: закономерность, фактор, функция, закон, принцип, критерий, динамика, аналогия, комплекс, аппарат, задача, операция, категория, теория, этап.

Как уже отмечалось, немаловажное значение имеет стиль изложения материала. Может быть, в 1970-х гг. появилась «мода» на насыщение текста иностранными терминами, считалось, что это поднимает научный уровень диссертации. Конечно, мы не имеем в виду философию, социологию, культурологию, юриспруденцию и некоторые другие науки, где употребление подобных терминов необходимо. Но вряд ли это оправдано в исторических работах. Опыт показывает, что злоупотребление («щегольство») иностранными словами мешает точно и понятно изложить мысли, нередко смысл иностранных слов просто искажается. Зачем, например, употреблять выражение «ничего экстраординарного», тогда как оно означает всего лишь «ничего особенного»; «индифферентно» взамен «равнодушно», «ординарный» вместо «обыкновенный».

Еще один важный вопрос. Это отношение к предшественникам.

Если в их работах встречаются конъюнктура, умышленное передергивание, явная неправда, то и отношение должно быть адекватным. Но часто недостаток в работе предшественника усматривается в том, что он чего-то не сделал, не коснулся какой-то темы. Это следует воспринимать как факт, и если ученый или ученые не сделали чего-то, то долг соискателя исследовать научную проблематику, оставшуюся вне сферы внимания его предшественников.

В диссертации принято подводить читателя к пониманию новизны и оригинальности данного исследования. Слова «действительно», «в самом деле» обращают внимание на то, что далее автор высказывает доказательства того, о чем он пишет. Слова «как мне кажется», «по моему мнению», «представляется», «думается» свидетельствуют о том, что диссертант не претендует на истину в последней инстанции.

Научная работа должна содержать только точные, полученные в результате исследования, длительных наблюдений, научных экспериментов положения, сведения, факты. Это обусловливает необходимость точного словесного выражения, использования соответствующей терминологии.

Фразеология диссертационного исследования предполагает применение таких сочетаний слов, как «на основании полученных данных», «резюмируя сказанное», «как показал анализ», «отсюда следует». В тексте диссертации используются сложные предложения различных видов с четкими синтаксическими связями. В силу этого в диссертационном тексте часто употребляются предлоги, подчинительные союзы, сочетания «ввиду того, что», «после того как», «вместо того, чтобы», «в то время как», «вследствие того, что», «между тем как», «так как», «оттого, что», «наряду с», «в связи с», «в течение», «в соответствии с», «в результате» и пр. Широко используются вводные слова и словосочетания, указывающие на степень достоверности исследования и его выводов. Предлагаемый факт или вывод можно представить а) вполне достоверным («разумеется», «конечно», «действительно»); б) предполагаемым («надо полагать», «видимо»); в) возможным («вероятно», «возможно»). Для подтверждения достоверности, объективности приводимого факта диссертант ссылается на его источник, указывает, кому конкретно принадлежит мысль, вывод, положение. Для этого используются определенные слова и словосочетания, типа «по сведениям», «по данным», «по мнению», «по сообщению» и др. Если излагается позиция диссертанта, то предложение начинается со слов «по нашему мнению».

Неуместны в научном тексте местоимения «что-нибудь», «кое-что», «что-то» и прочие слова и обороты, допускающие неопределенность восприятия. Для образования сравнительной степени используется слово «более», но не употребляются слова типа «побыстрее», «повыше».

При чтении диссертаций невольно обращаешь внимание на то, что авторы не всегда правильно употребляют слова, что порой ведет к искажению высказываемой мысли.

Часто возникает вопрос об использовании местоимений «я» и «мы». Диссертация – работа сугубо авторская, личная, поэтому все в ней сказанное, написанное – это авторское, следовательно, здесь подходит местоимение «я». Местоимение «мы» как бы говорит о скромности автора, но возникает вопрос: кто «мы»? Это может быть автор и его научный руководитель (консультант), научный коллектив и др. Когда представляется личный труд, каковым является диссертация, никакой неточности не должно быть. А представляя научные результаты коллектива, вполне логично использовать местоимение «мы». Поэтому диссертантам, представляющим свою работу, следует избегать местоимения «мы».

Диссертация требует ясности, а для этого необходимо писать доступно и доходчиво. Авторы часто признаются, что усложненная форма изложения вызвана стремлением придать тексту диссертации научность. Но это лишь видимость научности. Порой доступность и доходчивость текста считают проявлением его простоты. Но простота, доступность научного языка лишь способствуют тому, что текст диссертации читается легко, мысли, положения, выводы автора воспринимаются без затруднения. Вместе с тем простота ни в коем случае не должна вести к примитивности.

«Научностью» объясняют и длинные предложения на полстраницы. В этом случае корректором выступает безмолвный компьютер, выделяя такие длинноты подчеркиванием.



в начало документа
  Забыли свой пароль?
  Регистрация





  "Знание. Понимание. Умение" № 4 2021
Вышел  в свет
№4 журнала за 2021 г.



Каким станет высшее образование в конце XXI века?
 глобальным и единым для всего мира
 локальным с возрождением традиций национальных образовательных моделей
 каким-то еще
 необходимость в нем отпадет вообще
проголосовать
Московский гуманитарный университет © Редакция Информационного гуманитарного портала «Знание. Понимание. Умение»
Портал зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере
СМИ и охраны культурного наследия. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-25026 от 14 июля 2006 г.

Портал зарегистрирован НТЦ «Информрегистр» в Государственном регистре как база данных за № 0220812773.

При использовании материалов индексируемая гиперссылка на портал обязательна.

Яндекс цитирования  Rambler's Top100


Разработка web-сайта: «Интернет Фабрика»