Журнал индексируется:

Российский индекс научного цитирования

Ulrich’s Periodicals Directory

CrossRef

СiteFactor

Научная электронная библиотека «Киберленинка»

Портал
(электронная версия)
индексируется:

Российский индекс научного цитирования

Информация о журнале:

Знание. Понимание. Умение - статья из Википедии

Система Orphus


Инновационные образовательные технологии в России и за рубежом


Московский гуманитарный университет



Электронный журнал "Новые исследования Тувы"



Научно-исследовательская база данных "Российские модели архаизации и неотрадиционализма"




Знание. Понимание. Умение
Главная / Анонсы


Анонсы

16.03.2012 

Выставка «Александр Тихомиров. Восточные мотивы»

Александр Тихомиров. Восточные мотивы
(1916–1995)

Выставка «Александр Тихомиров. Восточные мотивы»Александр Дмитриевич Тихомиров родился в городе Баку. Здесь он окончил Бакинское художественное училище (с 1940-х гг. художественное училище им. А. Азимзаде) (мастерская И. Г. Рыженко, ученика И. Е. Репина), работал в Азербайджанском отделении художественного фонда. В 1937 г. графические работы Тихомирова экспонировались на выставке, посвященной 750-летию издания поэмы Шота Руставели «Витязь в тигровой шкуре» в Азербайджанском государственном музее искусств им. Р. Мустафаева. Эти работы хранятся в фондах Музея искусств.

В актерскую среду Тихомиров окунулся благодаря своей работе художником-оформителем в Бакинском цирке. Он являлся автором цирковых афиш и плакатов.

Театр, цирк, музыка — темы его многочисленных произведений. Художник создает целый калейдоскоп образов, в которых неуемная веселость сочетается с гротеском, бутафорией. Внешняя яркость, праздничность скрывает за собой мир закулисья, где те же персонажи предстают совсем в ином обличье.

В 1944 г. Тихомиров переезжает в Москву, где живет и работает до конца жизни (1995 г.). Здесь он поступает в Московский государственный художественный институт (с 1948 г. им. В. И. Сурикова), учится у замечательного художника А. А. Осмеркина.

На протяжении своей творческой биографии художник не утрачивает мощный заряд энергии, который подарил ему родной город. Во всех его работах присутствует восточный колорит. Яркие и в то же время глубокие, насыщенные оттенки коричневого, красного, синего напоминают благородную цветовую гамму азербайджанских ковров.

В послевоенное время происходит расцвет изобразительного искусства в Азербайджане. В 1960–1980-е гг. в Баку работают такие художники «апшеронской школы», как Тогрул Нариманбеков, Джавад Мирджавадов, Расим Бабаев, Кямал Ахмедов и др. В их произведениях мощная пластика, насыщенный колорит сочетаются со сложными композиционными решениями. В это время Тихомиров уже живет в Москве. Его творчество развивается в своем особом направлении. Однако в работах художника присутствуют столь характерные для азербайджанской школы живописи энергичная манера пастозного письма, насыщенные цвета, благодаря которым работы мерцают внутренним светом, будто раскаленные угли, сложные динамичные ракурсы, гиперболизированные метафорические образы, скульптурное моделирование форм.

В картинах Тихомирова звучит вечная музыка восточного города, в котором раскаленный воздух насыщен терпким ароматом Каспия, летящий голос муэдзина призывает к совершению молитвы, слышны крики торговцев, старьевщиков, точильщиков ножей.

Серия работ Александра Тихомирова «Город» рождает ассоциации со старинной частью Баку, крепостью Ичери-Шехер, окруженной мощными стенами, с лабиринтом узких улочек, хранящих тайны жизней многих поколений. Так и в работах Тихомирова город обладает особой тайной, завораживает, озаренный мерцающим светом.

Мотив огня в произведениях художника навеян впечатлениями от посещений Атешгях — расположенного неподалеку от Баку храма огнепоклонников. Воспоминания о захватывавших своим экстазом церемониях-шествиях дервишей во время праздника Шахсей-вахсей претворились в живописных и графических произведениях, посвященных странникам, отверженным, одиноким по собственной воле или гонимым.

Тема одиночества, столь часто встречаемая в картинах художника, связана и с обстоятельствами его жизни. На протяжении долгих 25 лет Тихомиров работал в Московском комбинате декоративно-прикладного искусства (КДОИ), трудился над панно и плакатами для оформления общественных зданий во время праздников. В своем же истинном творчестве Тихомиров был одинок, живя среди любимых книг, альбомов, музыки, воспоминаний и создавая произведения, которые не соответствовали канонам соцреализма.

«Источник» — единственная тема в творчестве Александра Тихомирова, художника мощного, драматичного по своей сути, в которой преобладают стремление к внутренней гармонии. В этих картинах присутствуют и воспоминания художника о восточных банях — хамам. Особая тонкость цветовой палитры, орнаментальность, композиционная завершенность придают произведениям этого цикла ощущение покоя.

Биография Тихомирова делится на два периода: бакинский и московский. В Москве Александр Дмитриевич прожил большую часть жизни, к этому времени относится и основная часть сохранившихся произведений. Тихомирова можно было бы назвать московским художником. Однако в колорите его работ, манере письма, самой философии и ощущении бытия, несомненно, присутствуют элементы «восточности», придающие произведениям художника особую изысканность и неповторимость.


Персональные выставки

2011 —
Александр Тихомиров. Живопись. Графика. Русский музей, Мраморный дворец, Санкт-Петербург

2010 — Александр Тихомиров: «Не иду дорогой всех…». ГЦМСИР, Москва

2009 — Темы театра и цирка в творчестве А. Д. Тихомирова. МВЗ «Галерея А3», Москва

2008 — Александр Дмитриевич Тихомиров. Живопись, графика. Галерея «Новый Эрмитаж», Москва

2004 — Александр Дмитриевич Тихомиров и его время. МГТУ им. Н. Э. Баумана, Москва

1993 — Александр Дмитриевич Тихомиров. Галерея «АНТИПЪ» в Центральном Доме литераторов, Москва

1987 — Александр Дмитриевич Тихомиров. Областной драматический театр, Орел

Произведения А. Д. Тихомирова хранятся в ГРМ, в музеях России, Азербайджана, Италии, в частных российских и зарубежных коллекциях (Франция, Германия, Канада, США, Австралия и др.).

5 апреля — 6 мая 2012 г. в Государственном музее искусства народов Востока пройдет выставка «Александр Тихомиров. Восточные мотивы». В экспозиции — более 60-ти живописных и графических произведений, созданных художником в разные периоды творчества и так или иначе связанных с его воспоминаниями о жизни в Баку. Часть работ демонстрируется впервые.

Организаторы выставки: Государственный музей искусства народов Востока (www.orientmuseum.ru), Фонд наследия художника А. Д. Тихомирова (www.soviet-michelangelo.com)

Место и время проведения выставки: Государственный музей искусства народов Востока, 5 апреля — 6 мая 2012 г.

Адрес: Никитский б-р, д. 12а, ст. м. «Арбатская»

Часы работы музея: ежедневно (кроме четверга) с 11:00 до 20:00. Касса работает до 19:30. По четвергам с 11:00 до 21:00. Касса работает до 20:30. Выходной день — понедельник.

вернуться в список



в начало документа
  Забыли свой пароль?
  Регистрация





  "Знание. Понимание. Умение" № 4 2021
Вышел  в свет
№4 журнала за 2021 г.



Каким станет высшее образование в конце XXI века?
 глобальным и единым для всего мира
 локальным с возрождением традиций национальных образовательных моделей
 каким-то еще
 необходимость в нем отпадет вообще
проголосовать
Московский гуманитарный университет © Редакция Информационного гуманитарного портала «Знание. Понимание. Умение»
Портал зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере
СМИ и охраны культурного наследия. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-25026 от 14 июля 2006 г.

Портал зарегистрирован НТЦ «Информрегистр» в Государственном регистре как база данных за № 0220812773.

При использовании материалов индексируемая гиперссылка на портал обязательна.

Яндекс цитирования  Rambler's Top100


Разработка web-сайта: «Интернет Фабрика»