Научно-практическая конференция (заочная) с международным участием «Категория “социального” в современной педагогике и психологии»
ФГБОУ ВПО «Тольяттинский государственный университет»
Гуманитарный научно-образовательный центр «Перспектива»
Приглашаем 19–20 декабря 2013 г. принять участие в научно-практической конференции (заочной) с международным участием «Категория “социального” в современной педагогике и психологии».
Основные направления работы конференции
Секция 1. Социально-воспитательная деятельность в дошкольном образовательном учреждении.
Секция 2. Инновационные аспекты деятельности социального педагога в школе.
Секция 3. Социально-психологические проблемы общеобразовательной школы.
Секция 4. Современная система социального воспитания в учреждении дополнительного образования детей.
Секция 5. Влияние социально-психологических факторов на систему высшего образования.
Секция 6. Образовательное пространство как сфера социальной работы.
По итогам конференции будет издан сборник и предоставлены сертификаты каждому участнику.
Для участия в конференции необходимо до 10 декабря 2013 г. на электронный адрес оргкомитета — tgu-konf2013@mail.ru (тема: конференция) — направить:
1. заявку на участие в конференции по прилагаемой форме;
2. текст статьи по теме конференции (объем до 8 страниц);
3. копию платежного поручения (отсканированные изображения квитанции об уплате).
Правила оформления материалов
Материалы конференции должны быть выполнены на листах формата A4 книжной ориентации. Не полностью заполненные страницы нежелательны. Текст набирается в редакторе WinWord. Шрифт — «Times New Roman» размером 14 пт. Междустрочный интервал — 1.
Рисунки выполняются в векторном формате (допускается растровое изображение с разрешением не менее 300 dpi).
Поля: верхнее — 2 см, нижнее — 2 см, левое — 2 см, правое — 2 см.
Отступ абзаца — 1,25 см.
Тезисы должны быть тщательно отредактированы.
Пример оформления
УДК 37.01
ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ
Л.И. Еремина, кандидат педагогических наук, доцент кафедры
«Педагогика»
ФГБОУ ВПО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова», Ульяновск (Россия), lariv73@mail.ru
Значимость исследования социального воспитания личности, как целостного процесса, охватывающего все этапы развития человека, подтверждается факторами современного развития детей, подростков, молодежи в условиях реформирования образования.
В современной отечественной педагогике представлены различные методологические и теоретические подходы рассмотрения сущности социального воспитания: социально-философский (Л.Е. Никитина, Т.А. Ромм, Г.Н. Филонов и др.), социологически ориентированный (В.Г. Бочарова, М.П. Гурьянова, М.М. Плоткин, В.Д. Семенов и др.), социально-педагогический (теория и методика социальной работы) (М.А. Галагузова, В.А. Никитин, С.А. Расчетина и др.), педагогический (А.В. Мудрик, Л.В. Мардахаев и др.).
Л.Е. Никитина характеризует социальное воспитание как элемент социальной политики, как социальную задачу всего общества: поиск путей социального мира на основе идеи разрешения и предупреждения социальной конфликтности средствами образования и воспитания.
Т.А. Ромм, изучая социальное воспитание как теоретический концепт педагогической науки, выделяет теоретический образ социального воспитания на современном этапе, который представляет собой «феномен социального воспитания в связи с решением задач относительно контролируемого процесса социализации средствами социально-философской, социологической, «помогающей» (в контексте теории социальной работы) и педагогической операционализации на основе актуализации интерпретативно-понимающих оснований» [1, с. 279].
Б.П. Битинас, В.Г. Бочарова, М.П. Гурьянова, М.М. Плоткин, В.Д. Семенов, В.А. Фокин и другие характеризуют сущность социального воспитания как работу с детьми в определенной социальной среде. Теоретический образ социального воспитания характеризуется «как важнейший приоритет в образовании; как организация воспитания в социальной среде, которая есть «поле» социальной самореализации человека, проявления его инициативы, самостоятельности, творчества» [2, с. 83].
Исследования М.А. Галагузовой, Ю.Н. Галагузовой, С.И. Григорьева, Л.Г. Гусляковой, Л.В. Мардахаева, Ф.А. Мустаевой, В.А. Никитина, Л.Я. Олиференко, С.А. Расчетиной и других направлены на: 1) раскрытие форм социальной работы, проводимых специальными лицами по изменению и формированию личности в целом, и создание для этого специальных условий; 2) разработку теоретических проблем социального воспитания, связанных с трудностями протекания социализации (девиантное поведение, ресоциализация и пр.); 3) социально-защитную деятельность государства (благотворительность, возрождение культурно-исторических традиций и пр.).
Феномен социального воспитания в педагогическом образе предстает во взаимосвязи с процессами развития, социализации, формирования личности педагогическими средствами. Выделим две наиболее значимые социально-педагогические концепции Л.В. Мардахаева и А.В. Мудрика.
С позиции Л.В. Мардахаева, социальное воспитание — «направленная деятельность воспитателя (родителя, лица, его заменяющего, учителя, руководителя, наставника и др.) по созданию специальных условий для взаимодействия с воспитанником, воздействия на его сознание и чувства в интересах достижения определенных социально-педагогических целей» [3, с. 11]. Л.В. Мардахаев подчеркивает, что по своей сути социальное воспитание — это «…целенаправленная воспитательная деятельность (целенаправленное воспитание), связанная (связанное) с жизнедеятельностью людей в обществе» [3, с. 96]. Его следует рассматривать с позиции общества (государства); социальных институтов (семьи, образовательных учреждений, социальных учреждений, организаций), социального фактора самого человека.
Социальное воспитание (по А.В. Мудрику) можно рассматривать как процесс относительно социально контролируемой социализации, осуществляемой в специально создаваемых воспитательных организациях, которые помогают развивать возможности человека, включающие его способности, знания, образы поведения, ценности, отношения, позитивно ценные для общества, в котором он живет [4].
По утверждению В.Р. Ясницкой, педагогическое воспитание является по своей сути социальным, так как оно раскрывает сущность амбивалентной взаимосвязи «воспитание — общество», направлено на социализацию растущего человека, формирует позитивный индивидуальный социальный опыт, в том числе и творческий [5].
Для социально-педагогической концепции А.В. Мудрика и исследователей данного направления (Н.Ф. Басов, В.М. Басова, Н.А. Евлешина, Б.В. Куприянов, Т.С. Просветова, Т.А. Ромм, М.В. Шакурова, В.Р. Ясницкая и др.) характерно следующее:
- существование двух подходов в трактовке понятия «социализация» субъект-объектного и субъект-субъектного, на основе которых конструируется та или иная модель социального воспитания;
- сущность социализации состоит в сочетании приспособления и обособления человека в условиях конкретного общества;
- составляющими процесса социализации являются: стихийная, относительно направляемая, относительно социально контролируемая социализация и сознательное самоизменение человека;
- признание и обоснование многомерности факторов социализации (мега-, макро-, мезо-, микрофакторов), влияющих на социальное, диссоциальное, семейное, религиозное, коррекционное воспитание;
- выделение средств, механизмов (психологические и социально-педагогические) социализации;
- воспитание — процесс дискретный (прерывный), ибо, будучи планомерным, оно осуществляется в определенных группах и организациях, то есть ограничено местом и временем.
Особенностью данной концепции является выделение относительно социально контролируемой социализации — воспитания, которое определяется как «относительно осмысленное и целенаправленное взращивание человека в соответствии со спецификой целей организации и групп, в которых оно осуществляется» [6].
В настоящее время вопросами социального воспитания групп и категории лиц в определенных воспитательных организациях занимаются такие педагоги, как: Н.А. Евлешина (детское общественное объединение), Б.В. Куприянов (учреждения дополнительного образования), А.В. Мудрик, М.В. Шакурова (школа), В.Р. Ясницкая (класс) и др.
Таким образом, анализ представленных положений показывает, что у всех исследователей есть общее — стремление показать процесс и результат социального воспитания [2]:
- процесс и результат педагогической деятельности по социальному развитию, социальному формированию личности (В.И. Беляев, В.Г. Бочарова, В.И. Загвязинский, А.Г. Корнилова, Л.В. Мардахаев, А.В. Мудрик, М.М. Плоткин, Т.А. Ромм, В.А. Сластенин и др.);
- процесс формирования социальной компетентности, включения в социальную жизнь (В.М. Басова, И.А. Липский, В.А. Никитин и др.);
- процесс относительно контролируемой социализации, осуществляемый в специально создаваемых воспитательных организациях (Н.А. Евлешина, Б.В. Куприянов, А.В. Мудрик, М.В. Шакурова, В.Р. Ясницкая и др.).
В то же время интерпретация содержания социального воспитания так же включает в себя следующие положения:
- система государственной и общественной воспитательной помощи человеку в организации жизнедеятельности (В.И. Беляев, В.Г. Бочарова, Т.А. Василькова, М.А. Галагузова, М.П. Гурьянова, М.М. Плоткин и др.);
- поддержка человека на протяжении всей его жизни, в критических и трудных ситуациях (В.Г. Бочарова, Т.А. Василькова, Л.Е. Никитина, Н.М. Платонова и др.);
- компонент культуры, отражающий условия становления личности (Б.В. Куприянов, Л.Е. Никитина, Т.А. Ромм, В.Д. Семенов и др.);
- педагогический механизм социализации (В.И. Загвязинский, М.А. Галагузова, Л.В. Мардахаев, А.В. Мудрик, В.А. Никитин и др.);
- социальный институт (или сфера общественной жизни общества), решающей задачи политического, социально-защитного, воспитательного характера (И.А. Липский, Л.В. Мардахаев, Л.Е. Никитина, М.М. Плоткин и др.) [1] и пр.
Итак, сущность социального воспитания в контексте социально-педагогической парадигмы — это: 1) работа с детьми в определенной социальной среде; 2) форма социальной работы; 3) воспитание в определенных организациях, осуществляемое определенной категорией людей.
В своем исследовании мы опираемся на социально-педагогическую концепцию социального воспитания А.В. Мудрика, которая основывается на субъект-субъектном подходе и трактует социализацию как «…развитие и самоизменение человека в процессе усвоения и воспроизводства культуры, что происходит во взаимодействии человека со стихийными, относительно направляемыми и целенаправленно создаваемыми условиями жизни на всех возрастных этапах» [8, с. 9].
Воспитание определяется А.В. Мудриком как:
- целенаправленное создание условий для развития человека;
- относительно социально контролируемый процесс развития человека в ходе его социализации, при этом осуществляется данный процесс обществом и государством в создаваемых для этого организациях [7];
- «…относительно осмысленное и целенаправленное взращивание человека, более или менее последовательно способствующее адаптации человека в обществе и создающее условия для его обособления в соответствии со спецификой целей групп и организаций, в которых оно осуществляется» [7, с. 16];
Социальное воспитание (по А.В. Мудрику) — это… «…взращивание человека в ходе планомерного создания условий для его относительно целенаправленного позитивного развития, ценностной ориентации и индивидуальной помощи» [4, с. 38].
Социальное воспитание как особый вид социализации, а именно — «относительно целенаправленная и социально-контролируемая социализация, протекает как под влиянием внешних сил и условий (факторов), так и вследствие мотивов и действий самого человека, направленных на самоизменение» [5, с. 34]. А.В. Мудрик к внешним факторам социализации относит мега-, макро-, мезо-, микрофакторы.
На наш взгляд, именно микрофакторы играют (как правило) ведущую роль в социализации человека на стадиях детства, отрочества и ранней юности. Особо выделим внешние движущие силы социального воспитания личности, которые стимулируют, активизируют или сдерживают социальное развитие человека на микроуровне. К ним относится: 1) среда жизнедеятельности (образовательное учреждение как образовательная организация); 2) жизнедеятельность группы сверстников; 3) воспитатели, мнение и деятельность которых имеют значение для человека. Все это обуславливает специфику социального воспитания обучающегося.
В последнее время значительно возрос интерес к проблеме социального воспитания личности за счет осмысления роли и места различных педагогических феноменов и средств, обеспечивающих разнообразные социальные устремления человека. В качестве таких средств выступают: Е.В. Буслова (общественно-просветительская деятельность), Е.С. Ганич (социальная активность), Т.В. Козырева (социальное творчество), Р.Р. Лоскутова (музыкальное искусство), М.С. Петрова (анимационная деятельность), Н.П. Шибаева (потенциал иностранного языка) и др.
Таким образом, социальное воспитание личности осуществляется в воспитательных организациях, которые состоят из первичных коллективов (группа сверстников как микрофактор социализации).
Адрес: 445667, г. Тольятти, ул. Белорусская, 14Б, ТГУ, корпус НИЧ, НОЦ «Перспектива».
Организационный взнос
Организационный взнос, включающий затраты на издание трудов, информационных сообщений, сертификата участника конференции, организационно-технические работы по размещению сборника в системе РИНЦ — elibrary, почтовые расходы, составляет (за один экземпляр сборника и сертификат) 700 руб.
Организационный взнос перечисляется до 10 декабря 2013 г.
Организационный взнос оплачивается по следующим банковским реквизитам:
Ульяновский филиал Сбербанка — 8588/0033, счет № 42307.810.5.6900.3209386 Нагорновой Анне Юрьевне.